Лёгкий бриз капитализма, или история автомобильных холодильников в СССР. — zarabotok-igra.ru

К началу 70-х годов, в связи с массовой автомобилизацией населения и логичным расцветом автотуризма, советская промышленность начала запускать в производство бытовую технику, предназначенную для улучшение комфорта путешествующих в дальних поездках. По проверенному принципу за основу брался хороший импортный образец, который затем подгонялся под советские нормали и особенности местного производства. Головным отраслевым министерством по вопросу освоения автомобильных холодильников было назначено Минлегпищемаш Украинской ССР, где их и производили последующие 30 лет, вплоть до распада Советского союза.

Сначала немного теории.
Принцип работы термоэлектрического автомобильного холодильника, работающего от штатной розетки прикуривателя, основан на эффекте Пельтье — переносе энергии от одного проводника к другому при прохождении через них электрического тока. Проще говоря, внутри такого холодильника есть батарея из двух проводников. При подаче тока тепло переходит от одного из них (того, что ближе к внутренней стенке холодильника) к другому — наружному. Таким образом тепло отводится из холодильного отсека наружу.
Самое интересное, что эффект Пельтье работает и в обратном направлении. Если изменить полярность, т. е. направление прохождения тока, нагреваться начнёт уже внутренний элемент, а охлаждаться — наружный, и холодильник превратится в печку.

По укоренившейся практике глобального дефицита свободно доступный в наше время девайс в советское время выпускался небольшими сериями, и добыть его было большой удачей. Но при наличии в машине такого "чуда техники" дорога на юг, с мороженым для детей и холодными напитками на вечер для родителей, по комфорту переходила на новый уровень и приобретала все признаки "забугорного" путешествия.
В основном советские производители выпускали примитивные модели, простонародно втыкаемые в прикуриватель, но существовали и более экзотические агрегаты.

Первоначальные варианты в виде прямоугольного ящика могли быть 2 размеров, для легковушек это
Холодильник автомобильный термоэлектрический "ХАТЕ-12М" Вес — 6 кг., объём камеры 12 литров.
Достаточно дорогой по тем временам прибор ( 45 р. 00 коп.) был рассчитан на долгий срок эксплуатации: Наработка на отказ холодильника не менее 1000 ч, средний ресурс 5000 ч. Внути помещались съёмные полки с отверстиями для пары бутылок.
Согласно инструкции: "Термоэлектрические холодильники типа ХАТЭ предназначены для охлаждения и кратковременного (не более 48 ч) хранения пищевых продуктов во время движения автомобиля, на стоянках в зонах отдыха и других местах. ХАТЭ-12 рассчитан на работу от сети автомобильного аккумулятора напряжением 12 вольт (постоянного тока). В местах стоянок холодильник его можно подключать к сети переменного тока напряжением 220 В или 127 В через выпрямитель для зарядки автомобильных аккумуляторов, который есть у многих автолюбителей." То есть ничего лишнего в комплект не входило.
Зато мягкая пластиковая ручка для переноски, установленная в крышку, при застёгивании в корпус могла запираться ключами на 2 металлических замка, как на чемоданах. В наше время такая мера безопастности выглядит парадоксально, но мало кто знает, что даже бытовые холодильники "ЗИЛ" до 70-х годов имели личинку с ключом на ручке открывания, дабы присечь возможность воровство продуктов соседями по коммунальной квартире. Кухни же были общими…

Версия для грузовых машин "ХАТЭ-24 У4" была рассчитана на работу от бортовой сети 24 В.
Это значительно более прочное изделие, с корпусом из листовой стали и покрытием искусственной кожей черного цвета. Внутренняя чаша корпуса была сделана из пищевого алюминия. Теплоизоляция — формованный пенополистирол. Крышка холодильника служила стильным подлокотником, при установке между сиденьями водителя и пассажира в кабине.
Производитель — Киевский завод "Электробытприбор". 70-е годы, цена — 60 р. 00 коп.

Более широкий фунционал предлагали следующие модели, выпуск которых был начат уже в 80-х годах.

Холодильник автомобильный "Холодок" и ХТЭП-13,8ПР
Опять обратимся к инструкции: "Холодильник имеет три режима работы: основной, вспомогательный и нагрева. При основном режиме работы разность температур окружающей среды и в холодильной камере 26°С, при температуре окружающей среды 32 °С. Вспомогательный режим работы рекомендуется использовать с целью уменьшения потребляемой мощности, а также для эксплуатации холодильника при окружающей температуре воздуха 25°С и ниже во избежание замораживания продуктов. В камере установлен датчик температуры. При достижении в режиме нагрева максимальной температуры 70°С холодильник отключается. Внутри имеются дополнительные рамки для фиксации вертикально 3 стандартных бутылок.
В отличие от зарубежных термоэлектрических холодильников температура внутри холодильной камеры описываемых холодильников ниже в среднем на 5 °С, а средняя потребляемая мощность — на 10%."
Переключение с режима охлаждения на режим нагрева было предельно простым — штекер провода вынимался и поворачивался на 180*. А при условии нагрева холодильник становился практически духовым шкафом, удобным для разогрева пищи или напитков (без кипячения). Как в анекдоте: чукча в холодильнике греться будет…
Производитель — Киевский завод "Электробытприбор". 80-е годы, цена — 70 р. 00 коп.

Несколько моделей малого размера были разработаны под конкретные марки советских автомобилей.

Холодильник автомобильный "Кроха"
Разработан персонализировано для для ВАЗ-2101, 2102. Устанавливался под панель приборов, перед ручкой КПП, и в соответсвии с названием не отличался большим объёмом, позволяя разместить несколько бутылок "Буратино" или пива (для употребления на стоянке) . Но был очень функционален и зрительно улучшал практически спартанский интерьер ранних Жигулей.
Производитель — Киевский завод "Электробытприбор". 1988 год, цена — 45 р. 00 коп.

Отдельной темы заслуживает модель автохолодильника, работающая вообще без электричества.

Это уникальный холодильник "Снежинка", выпущенный небольшой экспериментальной партией. Даже инструкция по установке представляла собой не привычный типографский буклет, а несколько листов "отремленных" чертежей — копий заводской документации.
По инструкции — "Предназначен для кратковременного хранения продуктов в дороге. Представляет алюминиевую камеру с термоизоляцией из полистирола, обтянутой чехлом из полихлорвиниловой цветной пленки. Емкость рабочей камеры 8 л. Холодильник подключается к двигателю параллельно с карбюратором. Благодаря разряжению, создаваемому двигателем, в холодильную систему засасывается атмосферный воздух и бензин из бензобака. Эффект охлаждения получается за счет испарения бензина под вакуумом в каналах камеры-испарителя. Холодильник не связан с аккумулятором и не оказывает, отрицательного влияния на двигатель, не требует дополнительного расхода бензина. Понижение температуры до установленного режима происходит в течение 40 — 60 мин. Холодильник может функционировать на любых режимах работы двигателя и на холостом ходу. Устанавливается на автомобили "Волга" ГАЗ-21 и "Москвич 408".
Судя по схеме монтировался он не привычно спереди, под торпедой, а на задней полке, поближе к бензобаку.
Производитель — завод "Автогенмаш" г. Одесса 1971 г., цена — 85 р. 00 коп.

Ну и на последок самый малотиражный представитель данного семейства автомобильных аксессуаров. Мне удалось найти только описание и пару фотографий. Буду рад получить дополнительную информацию от уважаемых читателей, кому удалось столкнуться в реальной жизни с этим прибором. Но лично я с таким названием загрузить что-либо в свою машину просто не рискнул…
Автомобильный термоэлектрический холодильник «Изотоп».
Разработчик — Одесский технологический институт пищевой и холодильной промышленности, ёмкость 4 литра.
Производитель — Днепропетровский завод "Электробытприбор". 1970 год., цена не известна.

Наступление эпохи перестройки внесло свежую струю в технические возможности украинских предприятий.

Завод "Электроприбор", создав совместное предприятие с известной французской фирмы Campingaz, провёл, как сейчас выражаются, ребрендинг своей удачной модели "Холодок" и вышел на международнй рынок
с моделью COLDSTAR 100 / ХТЭП -9,2 (прошу не путать с GoldStar). Все надписи стали выполняться на английском языке, а новый логотип на крышке просто врезали в рамку на место старого, экономя на новой пресс-форме.
По отзывам пользователей, "… это советских холодильник, собран на 4 термомодулях, с оборонки. Реально за сутки охлаждает пиво до замерзания нижних банок. Единственное, там вентилятор шумноват."
Производитель — Киевский завод "Электробытприбор". 1990-е годы, цена не указана.

Примерно в это же время в продаже появился автохолодильник Кварц Х10.

Не знаю, холодильник какого именно производителя был взят за основу, но модель получилась удачная, с современным ярким дизайном на уровне новинок начала 90-х. Крепкий пластиковый корпус выпускался в 3 цветовых вариантах: серый, голубой и светло-фиолетовый, ручка-переноска при опускании вниз герметично запирала толстую крышку. А адаптер для подключения к сети 220V стал входить в стандартную комплектацию. Инструкция была отпечатана на двух языках: русском и украинском. Согласно ей, "…автохолодильник подключается к прикуривателю и поддерживает в камере температуру на 12-14 градусов ниже температуры окружающей среды. Обьём 10 л. Также может работать на нагрев — режим нагрев/охлаждение выбирается стороной включения вилки шнура. Оснащён устройством, предотвращающем разрядку аккумулятора "в ноль" при выключенном двигателе.
Производитель — Львовский завод «Электронбытприбор», 1990-е годы, цена не указана.

В наступившую постсоветскую эпоху предприятия, производившие на Украине автохолодильную технику, постепенно прекратили её выпуск, поскольку на рынок хлынул поток более дешёвых изделий из Азии. На этом и заканчивается история советских автомобильных холодильников, брутальных, но надёжных и долговечных. И если вам посчистливиться найти в гараже или на антресоли подобного "динозавра", то, стряхнув с него 30-ти летний слой пыли и подключив к сети, не удивляйтесь, что он окажется во вполне рабочем состоянии.

Весьма простой по своей конструкции, термоэлектрический холодильник обладают множеством плюсов:
⊕ Надёжность. Нет подвижных элементов, не считая вентилятора охлаждения — ломаться в нём почти нечему.
⊕ Вибростойкость. Не боится тряски, езды по ухабам и больших кренов — может работать даже на боку и вверх дном.
⊕ Отсутствие хладагента. Нет фреона — нет и утечек. Обслуживания также не требует.
⊕ Бесшумность. Вентилятор охлаждения может шуметь, но не громче компьютерного кулера.
⊕ Работа «печкой». В режиме нагрева можно греть продукты, что делает его актуальным и в зимних путешествиях.
Но есть и некоторые минусы:
⊖ Низкая эффективность. Не стоит ждать термоэлектрических чудес: такой холодильник создаёт разницу температур (наружной и температуры внутри холодильной камеры) около 15–17 °C. Соответственно, если салон машины нагрелся до +25 °C, в холодильнике будет около 10 градусов тепла — лёд в нём точно не довезти.
⊖ Медленное охлаждение/нагрев. Для создания даже такой небольшой разницы температур холодильнику требуется много времени.
⊖ Высокое энергопотребление. С выключенным мотором работающий холодильник в машине не оставишь — быстро разрядится аккумулятор.

Для успешного практического использования нужно соблюдать несколько несложных правил.
Свойства такого вида агрегатов в том, что они не могут создавать в камере какую — то фиксированную температуру, как в системах с компрессорами или аммиачными холодильными агрегатами. Термоэлекрик создаёт температуру на 8 — 14 градусов ниже температуры окружающей среды. Летом не рекомендуется держать автохолодильник в багажнике и на солнце, лучше в салоне и в тенёчке. При загрузке перед включением хорошо использовать так называемые холодильные элементы — пластиковые кирпичики с наполнителем, которые предварительно замораживаются в домашней морозилке и засовываются с едой и питьём в камеру. Реально набитую доверху камеру сам холодильник охладит часа через два, не раньше, а с элементами — за полчаса. Но не надейтесь получить из данного агрегата запотевшую бутылку пива. Как правило, то, что из него достаёшь в дороге — просто приятно прохладное для питья и еда не тухнет за три часа в дороге.
А вот зимой можно сохранить продукты тёплыми и не заморозить нечто необходимое, включив режим подогрева. Греет так же на 8 -14 градусов выше наружнего воздуха.
Агрегаты неубиваемы, поскольку единственная движущаяся часть — микровентилятор. Аккумулятор агрегат посадит точно за 6 часов работы с выключенным мотором автомобиля.
Но в дороге и на пикнике для поездок в компании — вещь незаменимая.

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий