Новейший взор на Северный Кавказ. Ущелье Адыр-Су и неповторимый горный лифт | новости на zarabotok-igra

В первый раз мы оказались на Кавказе ещё в 2015 году, отправившись с годовалым отпрыском в путешествие на море, но «застряв» на месяц в сказочном мире гор. С того времени любой год мы возвращаемся в этот регион и любая поездка для нас – открытие.

Открытие новейших мест, новейших себе форматов путешествия, новейших друзей, свойств внутри себя, новейшей – ещё большей, степени любви к горам в целом и Кавказу а именно.

Лифт в горы
Благодаря преждевременному подъёму и отличному темпу, с озера Башкара к машинкам мы возвратились до обеда. Перекусив ещё в горах, с панорамным видом на заснеженные верхушки и их морены, мы были готовы сходу же опосля спуска сесть в машинки и продолжить путешествие. Вперёд приманивало предвкушение новейших приключений!

Докторский перевал и грузовая платформа, обеспечивающая подъём на 60-метровую вертикальную гору

И далековато за ними двигаться не пришлось… Не успели мы возвратиться в Баксанское ущелье, связывающее цивилизацию с Поляной Азау, как в примыкающем посёлке – Верхнем Баксане, «нырнули» в новое ущелье. А там, пара сотен метров и дорога завершилась…

Нет, не то чтоб завершился асфальт и началась, к примеру, грунтовка. Дорога завершилась совершенно – она упёрлась в вертикальную гору. А всю округу заполнял грохот, падающей с этого уступа горной речки.

Докторский перевал постоянно был первым препятствием для желающих оказаться в сказочном мире гор ущелья Адыр-Су. Правда, если ранее приходилось преодолевать 60-метровую скальную ступень своими силами, то с 60-х годов прошедшего века это можно создать средством грузовой платформы.

Вот мы и спланировали посещение Адыр-Су, в том числе ради этого самого «лифта»!

Оказавшись у подъёмника, нам не пришлось длительно ожидать – перед нами на гору подняли военный ГАЗ-66 и платформа спустилась. Мы заехали на скрипящий под колёсами древесный настил и тронулись ввысь.

Беря во внимание, что перила на платформе есть лишь впереди (сбоку она никак не запирается, т.к. проезд машинки через неё является сквозным), подъём оказался не для слабонервных…

Шуточка ли, с каждой секундой мы по склону горы, которая с одной из сторон обрывается в русло горной реки, поднимались всё выше. А механизмы из прошедшего века скрипели всё громче.

В самой конструкции, к слову, всё просто, по принципу фуникулёра: платформа движется наверх по рельсам на лебёдках, механизмами которых управляет механик из рубки наверху.

Рубка механика, из которой он управляет подъёмником

Он же первым встречает гостей ущелья и берёт плату за проезд. «Аттракцион» в обе стороны обходится в 1000 рублей с машинки.

Не выдержавший удар
Сходу опосля подъёма начинается отлично накатанная гравийка. 1-ая часть пути пролегает узенькой ленточкой через девственный лес, но спустя несколько км дорога выходит в равнину.

Стенки ущелья расползаются в стороны, речка больше не клокочет, вальяжно разливаясь по широкому руслу, а весь пейзаж ограняют величавые горы с заснеженными верхушками.

Первыми знаковыми постройками на пути служат «новейшие» корпуса альплагеря «Джайлык». В кавычки я заключила их статус неслучайно… Стройка этого комплекса сооружений началась аж в 1989 году, но понятно эта база конкретно, как «новенькая», потому что построена взамен старенькой.

Равнина ущелья Адыр-Су с заснеженной верхушкой Уллу-Тау

1-ый же лагерь «Джайлык» возник в ущелье Адыр-Су ещё в 1967 году и являлся одним из 7 самых огромных альплагерей страны! Пока в 1983 году он не был до основания разрушен селем.

Бассейн реки Адыр-Су, как говорят до сего времени местные старожилы, постоянно относился к селеопасным районам. Не один раз от разгула стихии мучалось и ущелье, и дорога от Докторского перевала до спортивных баз.

В 1982 году даже был разработан проект селезащитной бетонной стенки у лагеря «Джайлык». Но стройку укрепления так и не началось… В исторических очерках инструкторов, работавших в те годы в Приэльбрусье, можно отыскать информацию, что тривиально не было выделено финансирование (стоимость проекта была оценена в 700 000 рублей).

Лето же последующего года сделалось для базы крайним. Вернуть ход событий сейчас можно до минутки – всё благодаря очевидцам катастрофы, которые обрисовали свои мемуары и сейчас они доступны в Сети на информационных площадках альпинистов.

Так, 16 июля 1983 года в верховьях реки Куллумкол начал формироваться сель. На его пути были выставлены посты наблюдения и лагерь, где на тот момент располагалось 240 человек, был готов к эвакуации.

В ночь с 18 на 19 июля в ущелье начался мощный ливень. В лагере никто не спал – царила тревога. А в 7.21 вниз с гор устремился 1-ый вал! Несколько потоков, идущих вереницей с различием в считанные минутки, шли правее лагеря, с лёгкостью срезая 300-летние сосны.

Последующие волны добрались уже до сооружений базы. Были уничтожены 4 коттеджа, спортивный комплекс, столовая, домик связиста, летний корпус… Крайний – 6 вал, достигнул лагеря в 11.38 и сорвал с фундамента 3-этажный зимний корпус, развернул его на 90 градусов и потащил вниз по склону. В итоге, его нижняя древесная часть раскрошилась практически одномоментно, а верхнюю бетонную перемололо большущими камнями потока.

На этом стихия успокоилась, оставив на месте лагеря 400 м3 моренных отложений. Но благодаря профессионализму работников той смены удалось избежать человечьих жертв – людей успели эвакуировать в примыкающий лагерь.

Плохая попытка
К огорчению, невзирая на то, что в прошедшем столетии успели отстроить несколько корпусов, «Джайлык» не пережил муниципальную «перестройку» 90х. Но, как и в ту чертовскую ночь, на данный момент альпинистов и горных туристов доброжелательно встречает лагерь «Уллу-Тау».

Альпинистская база на этом месте известна ещё с 1936 года. Её история началась с палаточного города под заглавием «Азот». 1-ые же корпуса раскрылись для альпинистов уже опосля войны, в 1946 году с вывеской «Химик».

От этого мостика, сходу за палаточным лагерем, начинается погранзона и для прогулки туда требуются погранпропуска

Притом, в то время подъёмника на Докторский перевал, напомню, ещё не было. Все строй материалы доставлялись средствами находящимися под рукой. А на минуточку, дорога от перевала до альплагеря – это 12 км с набором высоты под 1 000 метров!

Равномерно альплагерь расширялся, а к началу 1990-х годов, уже под заглавием «Уллу-Тау», был одним из популярнейших на Кавказе посреди альпинистов. И не сложно, ведь отсюда начинается наиболее 70 маршрутов разной степени трудности – для новичков и профи.

Вот и мы, пользуясь удачным опытом прогулки по примыкающему ущелью Адыл-Су, пробудились на последующий денек с рассветом. Остановившись в палаточном лагере, мы планировали вновь пользоваться погранпропусками и пройтись в сторону красочной верхушки Уллу-Тау и её морены.

Достопримечательности под замком – главные моменты, как получить погранпропуска в ФСБ (мой материал на YandexZen)

Но какого же было наше расстройства, когда при регистрации у пограничников, обнаружилось, что из 6 пропусков лишь в 2-ух были отмечены нужные маршруты. И это при том, что мы подавали заявления сразу и как под копирку.

Но созодать было нечего. Бросив печальный прощальный взор на заснеженный хребет, мы продолжили путешествие и направились далее по маршруту.

З.Ы. уже в дороге, благодаря местным друзьям, мы узнали, что туристские пропуска на пограничные маршруты в Адыр-Су можно оформить прямо в альплагере за символическую плату.

Ещё больше рассказов о наших приключениях, подготовке машинки и увлекательных достопримечательностях в моём Инстаграм — nastya.kostyanova

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий