Остров иномарок в океане застоя: из архива Совавто-СПб — zarabotok-igra.ru

Когда-то в детстве мне подарили игрушечный КамАЗ со внушительной надписью "Совтрансавто" на тенте. Так маленький я узнал о существовании в СССР системы автопредприятий, занимавшейся в первую очередь международными грузовыми перевозками.
Рекламная фотография с Ф12

Прошло с тех пор немало лет. Один мой давний друг, трудящийся на петербургской базе Совавто в наши дни, заполучил на предприятии его скромный фотоархив. Картинки, явно собранные как по загашникам предприятия, так и из прессы, кто-то заботливо копил ещё в нулевые — но до широкой общественности многие из них не доходили.

Какие-то этих фото только-только сняты со старых стендов, где древние рассказывали ещё о настоящем предприятия — так что они точно опубликуются впервые; какие-то фотографии явно брали для этого архива из публикаций в прессе, и они могут показаться читателям знакомыми. Но в любом случае, фото из этой коллекции мне так понравились, что я решил опубликовать их в блоге, проведя небольшой экскурс в историю Совтрансавто.
Ленинский курс и практическую деятельность ЦК КПСС целиком и полностью одобряем! — гласит транспарант на здании

История предприятия началась с того, что после войны на базе бывшей "Извозной конторы", где перевозки осуществлялись ещё гужевым транспортом, была организована "Транспортная контора исполкома райсовета депутатов трудящихся Ленинграда".
К началу 60-х на предприятии, которое к тому времени стало именоваться "Ленинградским автохозяйством Главмежавтотранса", начали пробовать ездить за рубеж: в Финляндию и страны соцлагеря. А в 1968-м правительство СССР создало Главное управление "Совтрансавто", объединившее подобные автохозяйства по всей стране — при этом автопредприятие, о котором идёт речь, стало именоваться "Совавто-Ленинград"

Начало 60-х. Основу парка составляют тягачи из ЗИЛ-164 Кутаисского завода и КАЗ-608

К "Колхидам" на международных перевозках можно относиться с иронией — но! Альтернативой им в ту пору мог послужить разве что тягач КАЗ-120Т на базе ЗИЛ-164. Их тоже делали в Кутаиси, не менее расслабленно — но только представьте, каково было спать в ЗИЛовской кабине!

»Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!»

Уже в 1969 году состоялось торжественное открытие регулярной линии Москва Ленинград — Стокгольм — Гётеборг совместно со шведской фирмой ASG. Линию обслуживали грузовики как из Швеции, так и из СССР.

Рубеж 70-х прошёл под знаком Зубра: основу парка стали составлять "лобастые" тягачи МАЗ-504. Специально для "международников" из системы Совтрансавто на МАЗе даже подготовили версию тягача с ещё более мощным мотором ЯМЗ-238 — МАЗ-504В.

Интересно, что при модернизации "лобастых" МАЗов их обозначение не изменилось, в отличие от других моделей серии. Вплоть до конца 80-х такие машины строились именно как 504В, так и не получив индекса по отраслевой нормали — хоть они и получили новую внешность.

Но не МАЗом единым. Помимо них, в системе работали чехословацкие Škoda-706 с румынскими прицепами Orlacan. Но их век на международных перевозках был недолог, и Шкоды там достаточно быстро извели.

Точно вижу это фото не в первый раз, но первоисточник мне неизвестен

А в 1973 году предприятия системы "Совтрансавто" стали получать грузовики-иномарки из капиталистических стран. В частности, тогда на "Совавто-Ленинград" получили первые 20 тягачей Volvo. Со временем предприятие обросло и сервисной базой для Volvo и складом запчастей, и даже учебным классом, став главным потребителем продукции этой марки в СССР.

Все резервы — на службу пятилетке!

Вообще переход на иномарки начался немного раньше, с прицепного состава, купленного в лизинг (!). Опыт оказался удачным, и вскоре речь зашла уже о тягачах. Логика была простой: машины от мирового лидера были бы не только надёжны и экономически эффективны, но и более чем ремонтопригодны за рубежом "в случае чего". А учитывая, что ездят из Ленинграда обыкновенно в страны Скандинавии — выбор поставщика был вполне очевиден.

Однажды в Европе

Шли годы, менялись поколения — но Совавто-Ленинград продолжали получать тягачи Вольво, поддерживая традицию. Серии менялись, а приверженность марке — осталась вплоть до наших дней.

Моё любимое фото: праздничная демонстрация и тягач Volvo с надписью »Ленинизм — знамя нашей эпохи»

МАЗы, впрочем, продолжали получать и эксплуатировать и с поступлением Вольво

Особенно атмосферная часть архива — это как раз новейшая история.
В трудные 90-е Совтрансавто вошло с кучей филиалов во многих городах — но некоторые из них таки лихих лет не пережили. Питерская база — одна из немногих, не просто оставшихся при жизни, но и полноценно функционирующих и в наши дни.

Это снято в Выборгском филиале в начале 90-х. Совавто-Ленинград, помимо грузовых перевозок, занималось автобусными рейсами на Финляндию

Подвижной состав образца 90-х годов

Bova Futura ещё в советских выездных номерах обслуживала рейсы на Финляндию. Начало 90-х

Просто парковка автомобилей сотрудников перед предприятием. Как же всё изменилось!

Самое сочное из известных мне рекламных фото: первая официально проданная в России Volvo FH12 в постсоветских номерах СР — Cankt Peterburg. Выдавали такие в начале 90-х, до запуска актуального стандарта госномеров

Хотя, у него есть солидный конкурент: Volvo F12 в чёрных советских номерах. Судя по второму фото из этой серии, где виден рекламный щит на дороге — это уже не Ленинград, а Петербург. Кстати, от применения таких номеров отказались только к концу 90-х

Местный тягач техпомощи. В наши дни он продолжает трудиться, но уже с кабиной Globetrotter от Вольво посвежее

Конец 90-х. Подвижной состав той поры, и всё тот же буксир техпомощи

Будни. Конец 90-х — начало 00-х

Одно время автобусы Совавто-Петербург, ходившие на Финляндию, ездили в финском учёте: они были оформлены на местный филиал Совтрансавто. Зачем — догадаться нетрудно. Кстати, на фото — Carrus Regal, продукция бывшего Ajokki

00-е, а то и 10-е: FH12 на мойке

И пара фотографий из сегодняшнего дня предприятия, какие помещаются в пост:

2017. Прибытие очередной партии новой техники

2017. А это друже гонял на Вольве в Норвегию. Сейчас он отошёл от шофёрского дела — но иногда бывает и за рулём

Очень жалею, что показать получается только малую часть архива: там есть довольно забавные явления, такие как фото с курсов английского для водителей, или будни ремзоны. Есть и всяческие партсобрания под солидными плакатами и с очень серьёзными людьми.
Наверное, что-то из материалов архива иногда будет появляться в нашем телеграм-канале — в том числе и из автобусной истории предприятия.

И на этом у меня на сегодня — всё. Как всегда, до встречи на следующей остановке!

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий