От рассвета до заката. Главные гоночные автомобили в истории. Jaguar — zarabotok-igra.ru

Пусть гоночная история Jaguar немного короче, чем у Peugeot, и не столь насыщена событиями, как у Porsche, но этот благородный британский бренд совершенно точно заслужил, чтобы встать в один ряд с величайшими гоночными автомобильными брендами, а его история способна украсить не один рассказ про мировой автоспорт.

Как и у всех, у них были взлеты и падения, что-то удавалось больше или меньше, а опыт участия в Формуле 1 и вовсе хочется забыть, как ночной кошмар. Но как и все старейшие автопроизводители, они начинали свою историю именно на гоночных треках — ибо иное в те времена и не представлялось возможным. Все изобретения, все технологии опробовались именно в автоспорте: это даже не было модой, это было необходимостью. За все время своего существования Jaguar неоднократно побеждал практически во всех дисциплинах — начиная с автомобилей класса GT и заканчивая современной Formula E.

Девиз основателя Jaguar сэра Уильяма Лайонса для его автомобилей был «Grace, pace, space» («грация, темп и пространство»), и он как нельзя лучше соответствует сути этих автомобилей. Так с чего же начиналась, как развивалась и к чему пришла гоночная история этих прекрасных британских автомобилей? Выберем самые интересные на наш взгляд.

Jaguar SS100

Задолго до того, как компания получила название Jaguar Cars, ее основатель Уильям Лайонс выпускал исключительно кузова, которые устанавливал на шасси чужого производства. Компания тогда называлась Swallow Sidecar: Swallow по-английски означает «ласточка», вполне распространенное название для любимых автомобилей ? Но в середине 30-х годов Лайонс понял, что двигатели и шасси проще и удобнее разрабатывать самому — так появился SS90, а в 1936 началось производство нового SS100. Именно SS100 и стал первым автомобилем компании, носившим имя Jaguar, а Вторая мировая война навсегда лишила его индекса SS — уж слишком «непопулярным» была эта двойная литера.

Jaguar SS100 был по своей сути спортивным автомобилем и строился с учетом того, что будет выходить на гоночные соревнования. Цифра «100» в его названии была данью не только максимальной скорости (100 миль/ч), но и мощности, превышающей 100 л.с.

Один из таких Jaguar с двигателем 2,6 литра был создан в 1937 году по спецзаказу некоего Боба Труэтта. В спецзаказ входило специальное бронзовое покрытие головок цилиндров, поршни с высокой степенью сжатия, коленвал Fescol и кое-что еще. Боб Труэтт кое-что еще доработал в автомобиле и отправился на нем на гонки, посещая практически каждое событие, которое происходило в те годы на автодроме Бруклендс. Он участвовал на нем в спринтах, триалах и других соревнованиях и, по свидетельствам очевидцев, неоднократно опережал аналогичные машины с двигателем 3,5 литра — и многие-многие другие.

Jaguar XK120

Несмотря на успехи SS100 на локальных спортивных мероприятиях, все же первым полноценным гоночным автомобилем можно назвать XK120. Он выпускался серийно в период 1948–54 годов и по сути являлся дорожным спортивным автомобилем, но благодаря ходовым качествам и скоростным характеристикам его гоночная судьба была предрешена заранее.

В зависимости от установленных на нем карбюраторов, он давал на выходе мощность от 160 до 220 л.с. и мог успешно конкурировать со многими более подготовленными автомобилями.

В начале 1949 года один из Jaguar XK120 установил рекорд скорости в 132,596 мили в час, завоевав титул «самого быстрого серийного автомобиля в мире». А чуть позже три прототипа XK120s приняли участие в Сильверстоуне в гонке для серийных автомобилей, и один из пилотов, Лесли Джонсон, несмотря на аварию, в которую он попал в самом начале соревновании, сумел в итоге одержать победу.

1950 год выдался наиболее результативным: XK120 завоевал многочисленные победы в гонках, в том числе победный дубль на первом Pebble Beach Cup, первые три места на Dundrod Tourist Trophy, причем автомобилем-победителем управлял сам Стирлинг Мосс, а также победы на Alpine Rally и Coupe des Alpes.

XK120 показывал также высокие результаты на гонках в Ле-Мане, Targa Florio и Mille Miglia, а Лесли Джонсон на Mille Miglia занял высокое пятое место, что для серийного автомобиля является настоящим подвигом.

Начало 50-х годов ознаменовалось победами в первой в истории 24-часовой гонке в Австралии, дорожном суточном марафоне в Маунт Друитт и первой гонке NASCAR Grand National в том же году.

Jaguar C-Type

Почти 70 лет назад Jaguar дебютировал в гонках с новым автомобилем, который получил название C-Type, при этом «С» расшифровывалось как «Competition» (cоревнование), и, надо сказать, полностью оправдал это.

Построенный на платформе и легкой трубчатой раме Jaguar XK120, новый C-Type получил 6-цилиндровый двигатель 3,4 литра, выдающий 205 л.с., и аэродинамически выверенный алюминиевый корпус.

За период с 1951 по 1953 годы было построено 53 автомобиля, 43 из них были проданы частным лицам, а вот еще десять принимали участие в гонках в качестве автомобилей заводских команд.

В марафоне «24 часа Ле-Мана» 1951 года Jaguar выставил сразу три автомобиля C-Type. За рулем одного из них выступали Стирлинг Мосс и Джек Фэйрмен, другим управляли Лесли Джонсон и Клементе Биондетти, а третьим — Питер Уокер и Питер Уайтхед. Автомобили были новыми, в гонках участвовали впервые, и за ними сразу закрепился ярлык «темных лошадок». Основными претендентами на победу считались Ferrari, Talbot и Cunningham. Но Стирлинг Мосс с самого начала показал, на что способны британские автомобили. Если бы не проблемы с давлением масла, которые возникли сначала на автомобиле Биондетти, а затем и у Мосса, C-Type вполне могли бы привезти победный дубль, если не занять все три первых места. Но, к сожалению, удача улыбнулась только одному из них. C-Type Питера Уокера и Питера Уайтхеда одержал свою первую победу.

1952 год стал не слишком удачным на гоночном поприще для заводских команд: их преследовали постоянные проблемы, и преимущественно с перегревом, зато 1953-й стал годом триумфа. Доработанные C-Type получили более легкий алюминиевый кузов, резиновый топливный бак и уже не двойной, а тройной карбюратор Weber, с которым двигатель выдавал 220 л.с. Но главным секретом триумфа стали новые дисковые тормоза, которые инженеры Jaguar разработали совместно с Dunlop. Благодаря этому все три выставленных на гонку «24 часа Ле-Мана» Jaguar C-Type могли тормозить намного позже и существенно выигрывали у соперников в скорости и во времени. Результатом такой серьезной подготовки стал победный дубль плюс четвертое место на гонке в Ле-Мане.

Победу в том важном марафоне одержали Дункан Хэмилтон и Тони Ролт, которые продемонстрировали в гонке среднюю скорость в 105,85 мили в час, став первыми победителями, преодолевшими рубеж средней скорости в 100 миль в час.

Jaguar D-Type

Jaguar D-Type стал логическим развитием и продолжением C-Type. Разработанный в соответствии с требованиями регламента Ле-Мана, D-Type получил весьма удачный 6-цилиндровый двигатель ХК в сочетании с инновационной конструкцией в виде монокока и продвинутую аэродинамику, включая знаменитый задний «плавник», через который происходила дозаправка.

В период между 1954 и 1957 годами было построено 53 клиентских и 18 автомобилей для заводских команд, оснащенных двигателями разного объема от 3,0 до 3,8 литра в зависимости от регламента тех лет. В итоге Jaguar D-Type сумел одержать победы в Ле-Мане в 1955, 1956 и 1957 годах.

1957 год стал одним из самых успешных для Jaguar в Ле-Мане. Возможно, конечно, это произошло и благодаря тому, что один из самых главных их соперников — Mercedes — ушел из гонок после страшнейшей аварии в марафоне 1955 года. Но это могло бы объяснить одно призовое место, в нашем же случае автомобили Jaguar D-Type с 3,8-литровым двигателем заняли пять лучших мест из шести, а шотландская команда Ecurie Ecosse завоевала победный дубль.

Позже часть произведенных автомобилей была продана в Америку для участия в различных гоночных сериях для серийных спортивных автомобилей. К своим титулам эти автомобили добавят победы в Себринге и других гонках. К сожалению, успех в автоспорте Jaguar D-Type завершится с запретом на использование двигателей объемом свыше трех литров. Да, они продолжат свои сражения, но таких триумфов, как в 1957 году, уже больше не будет. В 1958 году на протяжении довольно долгого времени D-Type лидировал в одной из самых дождливых гонок в Ле-Мане, но новый двигатель оказался не слишком надежным, да и завод изменил свою гоночную политику, так что в начале 60-х программа была закончена. Но те несколько важнейших побед делают D-Type одним из самых великих гоночных автомобилей истории.

Jaguar E-Type

Jaguar E-Type был признан одним из красивейших автомобилей в мире. Его длинный нос и динамичная форма кузова, наследие еще великолепного SS100, до сих пор вызывают восторг у поклонников спортивных автомобилей. Дорожный Jaguar E-Type мгновенно стал популярным у покупателей, которые использовали его и в различных любительских ралли.

Интересно, что изначально E-Type вообще не предназначался для гонок. Несмотря на весь свой весьма подтянутый и спортивный вид, его подвеска была разработана для дорог общего пользования, а 6-цилиндровый двигатель был слегка «придушен», чтобы он мягче работал на невысоких скоростях.

Тем не менее в 1961 году FIA создала новую категорию GT для серийных спортивных автомобилей, и E-Type превосходно в нее вписался. В тот же год Грэм Хилл выиграл у основного претендента на победу автомобиля Aston Martin DB4 25-круговую гонку на английском автодроме «Оултон Парк».

Следующие победы не заставили себя долго ждать: Майк Паркс и Брюс Макларен побеждали в Гудвуде, Сильверстоуне и Брендс-Хетче. Но во время своего международного дебюта в Спа-Франкоршаме Паркс уступил мощным Ferrari 250 GT, которые моментально проглатывали длинные прямики бельгийской трассы, и пришел только вторым.

Дебют в Ле-Мане в 1962-м тоже был не слишком удачным: там вновь доминировали Ferrari, и двум Jaguar пришлось довольствоваться лишь четвертым и пятым местами. Было понятно, что для успеха в международных гонках необходимо что-то предпринять.

Так появился…

Jaguar E-Type Lightweight

Шеф-дизайнер Jaguar и один из пионеров аэродинамики Малкольм Сайер создал обтекаемый кузов из легковесной стали и алюминиевых панелей, с весьма аскетичным салоном — и все это для того, чтобы снять с машины лишний вес. Результат превзошел все ожидания. Помимо того что максимальная скорость увеличилась на 20 миль в час, доработанный автомобиль стал гораздо более устойчив в поворотах.

Компания Jaguar cars приняла решение изготовить 18 таких автомобилей, которые получили название E-Type Lightweight (облегченные). Они были созданы на базе родстера, но получили хардтоп, 5-скоростную коробку передач и гоночную версию 6-цилиндрового двигателя ХК объемом 3,8 литра.

Появление этого автомобиля настолько обеспокоило Энцо Феррари, что он тут же запустил более легкую и мощную Ferrari 250 GTO.

В 12-часовой гонке в Себринге 1963 года Jaguar E-Type Lightweight выиграл в своем классе и завершил гонку седьмым в абсолюте. Позже, с Грэмом Хиллом за рулем, эти автомобили выигрывали в Снеттертоне, Гудвуде и Сильверстоуне, трассах, где высокий крутящий момент помогал Ягуарам быстрее выходить из множества поворотов. Но на таких автодромах, как Ле-Ман, Нюрбургринг и Спа-Франкоршам имеющихся доработок явно не хватало, и британцы продолжали проигрывать команде Ferrari.

В 1964 году еще одна череда обновлений, среди которых была более жесткая подвеска и более широкие колеса, добавила автомобилю жизни. Заводская команда даже пригласила на тесты восходящую звезду формульных гонок из Шотландии, тут же показавшую на E-Type лучшее время за всю историю. Звали его Джеки Стюарт.

Jaguar E-Type Group 44

В это же время V12 E-Type весьма успешно выступал в США — в гонках SCCA (Sport Cars Club of America). Модели E-Type доминировали там на протяжении двух лет, полностью аннулировав Corvette в этих сериях. При этом надо понимать, что Corvette безоговорочно доминировал там 17 лет. По иронии судьбы модель E-Type была снята с производства к концу 1974 года, и эти победы в американских гонках стали лишь красивой открыткой без всякой практической пользы.

Jaguar XJS TWR

Jaguar XJS TWR в некотором роде выделяется среди других автомобилей, о которых идет речь в нашем рассказе. Дело в том, что в данном случае мы говорим не о заводском автомобиле, а о машине, доработанной инженерным ателье Tom Walkinshaw Racing (TWR), которое подготовило базовый XJ-S и выставило его в гонки ETCC. В 1983-м команда заняла в чемпионате второе место и при этом одержала пять побед — больше было только у BMW, которые по численности превосходили TWR в 2,5 раза. А в 1984 Ягуары уже одержали победу в Европейском чемпионате: титул завоевал сам Том Уокиншоу, который выигрывал гонку за гонкой. В том же году Том Уокиншоу, Уин Перси и Ханс Хайер выиграли «24 часа Спа».

В австралийской гонке James Hardie 1000 (26-м издании 1000-километровой гонки в Батерсте) команда выставила сразу три автомобиля. Один из них так и не сумел финишировать, зато два других заняли первое и третье места.

С 1986 года команда TWR переключилась на чемпионат мира по спортпрототипам на новых и весьма успешных Jaguar XJ-R.

Jaguar XJ-S Group 44

С 1976 года Jaguar XJ-S, подготовленные ателье Group 44, начали принимать участие в американских профессиональных гонках Trans-Am. В 1978 году XJ-S под управлением Боба Туллиуса сумел одержать победу в сезоне. В 1979 Туллиус вновь привел Jaguar к победе, а на следующий год на доработанном, облегченном и более мощном XJ-S он выиграл последние семь гонок сезона и снова стал чемпионом. Финальный, и тоже довольно удачный сезон, состоялся в 1981 году. После этого Group 44 ушла из Trans-Am и перешла в чемпионат IMSA.

Jaguar XJR

После завершения гоночной программы, связанной с Jaguar XJ-S, руководство компании Jaguar искало способы продвигать свои автомобили, в том числе и на американском рынке. В начале 80-х было решено вернуться к автоспорту с новыми прототипами как для американской серии IMSA GTP, так и для европейских гонок на выносливость, в том числе «24 часа Ле-Мана».

Сотрудничество с Group 44 и Бобом Туллиусом было расценено как весьма удачное, поэтому для работы над новым прототипом было решено вновь обратиться как к ним, так и к первоклассному специалисту по аэродинамике и подвескам Ли Дикстре. Все начиналось с Jaguar XJR-5 и, хотя его результаты в гонках назвать успешными сложно, мы начнем рассказ с него.

Jaguar XJR-5

В 1982 году Group 44 получила «зеленый свет» для разработки и производства спортивного гоночного автомобиля Jaguar, который в дальнейшем получил название XJR-5. Кузов был изготовлен из углеродного волокна и кевлара, двигатель Jaguar V12 объемом 5,3 литра крепился непосредственно к монококу. Первые испытания Jaguar XJR-5 прошел в июне 1982 года.

Новый прототип дебютировал в гонке Road America и сразу приехал на подиум, но дальше началась полоса невезения, закончившаяся тотальной аварией в Дайтоне.

В 1983 и 1984 годах Jaguar XJR-5 одержал несколько побед в США (Road Atlanta, Lime Rock, Mosport Park, Miami) и в Европе (в Сильверстоуне), и это стало отличным поводом заявиться к участию в «24 часа Ле-Мана». Для главного марафона мира автомобили были модернизированы, получив новую систему впрыска топлива и двигатели с увеличенным до шести литров объемом.

В 1984 году Jaguar выставили в Ле-Мане два экипажа, но оба сошли с дистанции из-за технических проблем. На следующий год результат оказался ненамного лучше: в этот раз один из Jaguar XJR-5 финишировал на 13-м месте.

Jaguar XJR-9

Jaguar XJR-9 создавался уже в сотрудничестве с командой TWR на базе предыдущей модели XJR-8. По сути это была модернизация предыдущей модели, но модернизация весьма серьезная, коснувшаяся как аэродинамики, так и технической базы. А основным изменением стал доработанный двигатель V12, объем которого был увеличен до семи литров, а мощность возросла до 750 л.с.

Jaguar XJR-9 принес команде огромный успех как в World Sports Prototype Championship, так и в IMSA. За время своих выступлений на мировых гоночных трассах они девять раз одерживали победу, и еще порядка 30 раз поднимались на подиум.

Но, конечно, самой важной стала победа в Ле-Мане в 1988 году экипажа Энди Уоллеса, Яна Ламмерса и Джонни Дамфриса — после перерыва в выступлениях в 31 год. А затем Мартин Брандл, Рауль Бозель и Джон Нильсен повторили этот успех на гонке IMSA 24 Hours of Daytona.

Jaguar XJR-12

Прототип XJR-12 известен тем, что также одержал победу в гонке «24 часа Ле-Мана» — в сезоне 1990 года. В состав экипажа вошли Джон Нильсен, Прайс Кобб и Мартин Брандл.

Главным преимуществом этого прототипа было соотношение веса и мощности, ведь при весе всего в 900 кг он обладал 730 л.с! Его рекордной максимальной скоростью на Ле-Мане стали 350 км/ч. В целом в том сезоне TWR заняли второе место в зачете команд в чемпионате мира для спортпрототипов (World Sports Prototype Championship), а Энди Уоллес — четвертое место среди пилотов.

Jaguar XJR-14

Jaguar XJR-14 был построен по новым, не слишком популярным правилам FIA для Европейского чемпионата для спортивных автомобилей. Теперь было разрешено использовать атмосферные двигатели с объемом 3,5 литра и свободным количеством цилиндров.

Новый прототип был разработан Россом Брауном и Джоном Пайпером и реализован Томом Уокиншоу и его командой TWR в начале 90-х. Отличная аэродинамика и развесовка кузова были дополнены двигателем Ford V8, который использовался в Формуле 1. Однако его мощность пришлось снизить до 650 л.с. в соответствии с новыми требованиями регламента.

Новые Jaguar оказались фактически непобедимы, и единственным достойным их соперником на трассах оказались… Peugeot 905B. Тем не менее британские машины все же сумели устоять, одержав победы в чемпионате мира как в зачете среди команд, так и в личном.

Скорее всего, XJR-14 продолжали бы и дальше побеждать, но главный спонсор гоночной программы Silk Cut закончил свою спонсорскую программу, и на этом иссякла и история побед XJR-14.

Интересно, что несколько шасси TWR передали Mazda, которая переименовала их в MXR-01, дополнив своим двигателем и выставив в чемпионат мира для спортивных автомобилей, где заняла третье место. Еще одно шасси было передано несколько лет спустя Porsche для их программы по разработке нового прототипа. Из него сделали открытый прототип под новые правила категории LMP, установили двигатель Porsche и назвали TWR-Porsche WSC-95.

Формула 1: Jaguar R1 – R5

В июне 1999 года Ford купили гоночную команду Stewart Grand Prix, которая получила новое название Jaguar Racing. Начиная с сезона 2000 года Jaguar приняли участие в гонках Формулы 1. Однако первый автомобиль R1 показал себя крайне неудовлетворительно, и единственными очками стали те четыре балла, которые сумел набрать Эдди Ирвайн. Интересно, что именно за рулем R1 и закончил свою карьеру Джонни Херберт.

К следующему сезону автомобиль был серьезно модифицирован и принес команде первый подиум на Гран-при Монако, однако на этом удача Jaguar Racing и закончилась. То же продолжалось и на протяжении следующего, 2002 года, и только в конце сезона Эдди Ирвайн вновь сумел подняться на подиум.

В 2003-м команда сумела набрать 18 очков: серьезный успех по сравнению с предыдущими сезонами, но и здесь выше седьмого места в Кубке конструкторов они подняться не смогли. А в 2004 году результаты вновь ухудшились. После этого было принято решение продать команду.

Jaguar I-TYPE (Формула Е)

Jaguar решили возобновить свою гоночную программу в 2016 году и для участия выбрали электрическую гоночную серию Formula E, заявившись в третьем сезоне серии командой Panasonic Jaguar Racing. Первый год был для команды очень сложным, Jaguar I-TYPE 1 — довольно «сырым», и в итоге Jaguar финишировала в самом конце турнирной таблицы с 27 очками, набранными за 12 гонок. Но уже в следующем сезоне с Jaguar I-TYPE 2 они смогли подняться на шестую строчку, а пилот команды Митч Эванс впервые завоевал бронзовый подиум в Гонконге.

Jaguar I-TYPE 3 был доработан еще серьезнее (основная работа ведется с программным обеспечением, позволяющим регулировать использование и накопление энергии, и настройками подвески) и вдобавок получил систему Halo, используемую в Формуле 1. Сезон 2018-2019 и Jaguar I-TYPE 3 принесли новый успех. Несмотря на то, что команда в зачете производителей сохранила шестое место, Митч Эванс сумел одержать первую победу, которая очень много значила для команды.

А в этом сложном и усеченном сезоне команда Panasonic Jaguar Racing с Jaguar I-TYPE 4 сумела добиться высшего результата еще раз и на данный момент занимает третье место в зачете команд.

Здесь можно прочитать предыдущие материалы про гоночные автомобили и бренды:

Ferrari
Porsche

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий