Северный Урал. Полная версия. — zarabotok-igra.ru

.
Глотнуть холодной воды из родника, одеть сухие ботинки, снять 30ти килограммовый рюкзак, занять горизонтальное положение, умыться, ощутить дуновение ветра телом в мокрой, пропитанной потом футболке, ценность этих и других, простых и понятных человеческих радостей ты способен понять только здесь, в горах, на время отказавшись от всего того, что тебя окружает. Снять ботинки и вытянуть ноги на зеленой траве в конце 4го дня беготни по курумнику, мху, скользкой грязи, после того как протопаешь очередные 20км почти так же круто, как секс. Знакомо?)))
.
Ну а теперь по порядку. Мое приключение началось с Пермского края, с невероятно красивого и давно желанного для меня места — Колчимского камня. Я приехал сюда маленько побыть наедине с собой, потопать, поползать по курумнику, насладиться ветрами и закатами. Автопробег Екатеринбург-Красновишерск, протяженностью в 650км пролетает на одном дыхании. По прибытию разбиваю лагерь: тут у меня и полевая кухня со столом, стульями, газовой плитой; тут у меня и двухспальная кровать. Невероятный отель под открытым небом, с количеством звезд что и не сосчитать, лишь бы ночь была ясная.
.

.
В первый же вечер бегу наверх, жадно глотая лесной воздух, по которому так соскучился. Воздух с запахом хвои, разогретой на жаре, после проливного дождя. Воздух с запахом цветов и мха. Воздух, которого нет в мегаполисе. От лагеря до смотровой площадки около 3км. Тропа хорошо читаема, но завалена деревьями. Поднявшись, я увидел Колчимский в лучах красного света. Именно то, что я просматривал на фотографиях этого места, именно эта картинка жила в моей голове перед поездкой. Установив фотоаппарат на штатив, я сделал несколько кадров.
.

.
Но очень скоро солнце зашло за тучи и вечер стал переходить в ночь. Возвращаться в лагерь пришлось в сумерках. Счастливый, что природа дала мне полюбоваться 10ти минутным мгновением захода солнца, я стал готовить себе ужин, строя планы на завтрашний день. Уснул я только в 3м часу ночи, в голове буйствовал ураган эмоций, я до сих пор не верил своему отпуску и тому, что завтра, проснувшись, возьму свой фоторюкзак со штативом, обед, воду и пойду исследовать это невероятное природное явление — Колчимский камень.
.

.
Весь день провел на Колчимском и понял, что на его исследование нужно не менее 3х дней. Протяженность возвышенности составляет 9км, а общая площадь 1100 га.
.
Неожиданно солнечная погода сменилась дождями. Над моей головой тучи завихрениями стали рисовать грозные громовые картины, и очень быстро меня накрыло ливнем. Поэтому оставаться на этой локации я больше не хотел. Собрав лагерь, я выдвинулся к главной цели своего путешествия — Печоро-Илычскому биосферному заповеднику.
.

.
Дорога до Троицко-Печорска, а именно отсюда вертолётной заброской я должен был прибыть к подножью плато Маньпупынёр, заняла 2 дня. За это время я проехал 1600км, из которых 500км по грунтовым дорогам, по забытым Богом местам. Пятидесятилитровый запас топлива на крыше пришелся ну очень кстати. От тряски приходит первая моральная усталость. Начинаешь ценить асфальтовые дороги, какими бы разбитыми они небыли. Едешь, а вокруг ничего, бесконечных лес. Нет ни вконтакте, ни инстаграм, да тут просто нет сотовой связи. Нет заправок, магазинчиков. Нет ничего, только ты, грунтовая дорога и бесконечных лес. Ближе к Троицко-Печорску грунтовая дорога сменилась асфальтом, что позволило разогнаться до психологических 100км/час. Настроение резко улучшилось.
.
Приехав в Троицко-Печорск я не мог удержаться от возможности прогуляться с фотокамерой по берегу реки Печора. Было глупо выйти в шортах и футболке – в этих краях много назойливого гнуса. Мошкара тут же смекнула и облепила меня своими жирненькими тельцами.
.

.
Скоротав вечер, разместившись в гостинице "Наш край", я открыл карту и стал планировать завтрашний день. Выбор пал на Лосинную ферму в Якше. Связавшись с турфирмой "Северный Урал", в дальнейшем ребята из которого стали мне настоящими друзьями, я предложил забрать нескольких туристов, чтобы те составили мне компанию. Людмила, администратор Северного Урала, собрала со мной группу из 3х человек. И утром следующего дня мы отправились в Якшу.
.
От Троицко-Печорска до Якши 100км разбитой лесовозной дороги, но знакомство с московской компанией, туристами, которые со мной должны лететь на плато, скрасило этот путь. По пути заехали в Комсомольск на Печоре, очень интересное место с колоритными жителями и впечатляющими объектами фотосъемки. За неимением свободного времени задержаться надолго в Комсомольске не могли и дальше "мчим" в Якшу.
.
Якша разделена Печорой на две половинки. С одной стороны Лосинная ферма, с другой музей природы. Нас встретил Григорий. На лодке переправив на другой берег Печоры он проводил нас в Музей природы Печоро-Илычского заповедника, в главной комнате которого висели фотографии столбов Выветривания плато Маньпупынёр. С уверенностью я сказал, что сделаю кадры лучше. На что получил ответ улыбающегося Григория, дескать, посмотрим, все так говорят.
.
После музея Григорий провёл нас по экологической тропе заповедника в Якше и дал возможность искупаться в Печоре в ее прохладной и быстрой воде. Ложишься, и твое тело быстрым течением уносит в низовье, только успевай хвататься за что есть возможность. Обсохнув, нас перевезли на берег со стороны Лосинной фермы. По плану надо было кормить молоком маленьких слюнявых лосят.
.

.
С фермы мы возвращались на эмоциях и в лосинных слюнях. У тут на небе произошел взрыв. Закатное солнце зажгло облака. Естественно, я не смог удержаться
.

.
Свой автомобиль, свою девочку, свою боевую подругу, которая сопровождает мои путешествия по дорогам и направлениям уже белее 9ти лет, ни разу не подведя меня, оставляю на стоянке в Троицко-Печорске. Туристический рюкзак объемом 90литров становится моим домом на ближайшую неделю. В него входит всё необходимое: палатка, спальный мешок, пенка, хопа (подпопник), фототехника и штатив, плащ от дождя, калоши, комплект сменной одежды, репелленты, 20м веревки, нож, посуда и еда на неделю. Стараешься экономить каждый грамм, выкладывая лишнее, но вес рюкзака 30кг. Твоя ноша. Собрав вещи, вылетаю на плато.
.
По прилёту на Плато группу туристов Северного Урала встречают волонтеры. Ходить по плато разрешено только в сопровождении инспектора по подготовленной тропе. Нам проводят подробную экскурсию по плато, и группа улетает. Я остаюсь. Я сюда прилетел за другими эмоциями и уйти без фотографии каменных великанов в красном свете заката я не мог.
.
Этим же вечером, в момент захода солнца, на Плато случилось невероятное. Ливневая туча, поливая великанов дождем прошла перед объективом моей фотокамеры. Закатное солнце просветило тучу огнём и та, пылая прошла по плато. Моя челюсть отвисла. Я не верил в происходящее. Я не верил глазам. То, что я видел, невозможно передать изображением, но это именно то, что движет мной все годы путешествий, походов, именно то, что делает меня счастливым и заставляет добираться до этих удивительных мест и учиться фотографии.
.

.
Вы думаете все? Сделав необходимые кадры, я направился в сторону лагеря Печора, оставаться на плато запрещено согласно правилам заповедника. До этой стоянки спускаться с плато ровно 5км. Проходя избу инспектора, я обернулся на каменных великанов. Небо опять поменялось. Справа сверкая молниями и громыхая, проходила новая туча. Закинув камеру на штатив, я начал ловить момент.
.

.
Базовым лагерем для меня служил лагерь Печора, на котором на время установил палатку. Тут я познакомился с Димой и Лерой. Дима — директор Северного Урала, а Лера его спутница. Эти люди, которые целиком и полностью отдают себя своему делу, кайфующие от происходящего, светлые перцы, за плечами которых организация титанического труда сотен волонтёров, Люди, выбирая между собственной сытостью и комфортом туриста, собирают в дорогу второму сушеное мясо и сушеные фрукты. Живя по правилу "главное в деталях" дарят туристу комфорт и безопасность в передвижении.
.
Базируясь в Печоре я стал изучать окрестности, посетив Вологодскую Грань, а также леса вокруг. Я увидел истоки Печоры. По этим местам я прошел около 25км. Знаете, чем пахнет лес настоящей тайги? Он пахнет страхом! На туристических тропах часто встречаешь помёт медведя, а примятая трава, в местах его лежанок невероятно отдаёт животиной. Грозно, понятно, однозначно. Судя по размеру отпечатков ступни, мишка весит 250-300кг. Вот точно такой же как в зоопарке твоего города, только без решеток и оков. Настоящая природа, тайга.
.
Неожиданно Дима спросил меня, не буду ли я против, если ко мне присоединиться девчонка, турист из Перми. Естественно, я согласился, имея опыт самостоятельных походов, а также организаций туристических групп я видел в этом три преимущества. Во-первых безопасность, в любых аспектах жизни, когда ты делаешь что-либо командой и ошибок меньше и результат выше. Во-вторых, так веселее и морально проще, нежели одному остаться наедине с тайгой. Ну а в-третьих, это элементарное разделение веса по рюкзакам.
.
С плато следующим вертолётом МИ-8Т мы с Катей улетели на Отортен. Гора Отортен известна в туристической среде благодаря походу группы Дятлова в 1959году, который закончился трагическим исходом, гибелью девяти участников похода. Здесь чаще всего встречается медведь. Непутёвые туристы привадили его к стояночному лагерю едой, вкусив которую, мишка ленится питаться корнями и ягодами и все чаще и чаще кашмарит туристов и разоряет их провизию. Мы спали большой группой, объединившись с другими туристами, выставляя наблюдающего. По команде все должны выйти из палаток, достать свистки и зажечь фонари и фальшфейеры. Медведь к нам не приходил.
.
Вечером, забравшись на вершину горы Отортен, мы решили немножко похулиганить. Под громкий смех сожгли один из фальшфейеров, в темноте, свет которого виден на многие километры. Ради удачного кадра не грех пожертвовать этой свечей бедствия, запас которых я взял на весь поход.
.

.
От Отортена был запланирован путь длиной 76 км. Дорога через водопады, лагерь Щебенка, лагерь Европа-Азия, уже через знакомую мне Вологодскую Грань и лагерь Печора вернуться к столбам, от которых улететь обратно в Троицко-Печорск, к моему автомобилю. Все шло по плану.
.
Вот говорят же, что на то, как льется вода можно смотреть бесконечно. Глазея на водопады, залипаешь надолго. Длинна каскада водопадов на истоке притока реки Лозьва в сумме достигает 30ть метров. Это место обязательно для посещения. Сравнить это место могу с Жигаланскими водопадами на реке Жигалан в Пермском крае.
.

.
В один из дней мы встретили суровых парней из Челябинска на крутых подготовленных к очень плохим дорогам автомобилях. Ребята, мужской компанией, ехали караваном из 4х авто со стороны Ивделя и посёлка Вижай. Слово за слово я договорился с ребятами, чтобы те подвезли наши рюкзаки до обозначенного места, ближайшей стоянки. Последующие 6,5 км мы шли кайфуя налегке.
.
Местная живность совсем не боится человека. Мне даже, кажется, имеет интерес в наблюдении за человеком. В один из вечеров удалось пофотографировать зайцев, устроивших для нас представление. Забравшись на крышу горного модуля, затаив дыхание наблюдаем за происходящим.
.

.
Закаты каждого вечера по-своему прекрасны. Солнце рисует на земле красные узоры. Даже цветок, явление само по себе прекрасное, в закатном свете преображается и выглядит иначе.
.

.
На последнем ходовом дне благосклонная погода сменилась сильным ливнем и ветром, превратив тропу в кашу из грязи и потока воды. Позже выпал туман, со взвесью мороси. Природа проверяла нас, пробовала на вкус, но мы закалялись в этой атмосфере топая дальше со своим рюкзаком. И каждый из нас по-своему кайфовал от происходящего.
.

.
На эвакуацию дошли вовремя, но вертолёта не было по нелётной погоде. Вертолёт летает строго по инструкциям. Когда на кону жизни людей посадить в горах вертолёт при видимости не более 5ти метров в туман сомнительное занятие. И мы остались на Вологодской грани в теплом горном модуле, переодевшись в сухое, затопив печь развесили сушить свою одежду. В такие моменты горячий чай с гематогенной особенно вкусен.
.
С отменой полётов у меня добавилось дополнительное время для прогулки по плато. Хотелось еще раз насладиться величественным видом останцев высотой от 30ти до 42х метров, грозно охраняющих это место. Гуляя по плато я в первый раз встретил медведя. В восьмистах метрах от меня косолапый кушал ягоду, загребая её лапой, словно хапугой. Заметив меня, мишка неторопливо и вальяжно поднялся, затем бесшумно, грациозно в три прыжка скрылся за хребет.
.

.
Вертолёта за нами не летел. Вечером всё затянуло туманом и столбы пропали из видимости. Непонятная, чуждая человеку энергия пронизывает плато. На языке манси это место называется «малая гора идолов». В давние времена манси обожествляли каменные изваяния, поклонялись им и подниматься человеку на Маньпупынёр было величайшим грехом.
.

.
Раздался звонок на стационарный телефон в избе инспектора. Кто бы мог подумать, что в таком месте может присутствовать какие-либо средства связи. Это был звонок МЧС. Выяснилось, что на Отортен улетела Лера с группой туристов, и к ним пришел медведь. С Отортена, по средствам спутникового трекера, был подан сигнал SOS. С метеостанции был установлен запрет на полёты по штормовому предупреждению, МЧС выясняли насколько все плохо с погодой и возможно ли экстренно отправить вертолёт для спасения людей. Вертолёт на Отортен не улетел.
.
В понедельник погода позволила отправить вертолёт, первым делом забрав меня и других туристов с плато. Мы летели на Отортен, нас ждала Лера. Все обошлось.
.
Мы летели по направлению в Троицко-Печорск, все дальше и дальше отдаляясь от столбов. В голове еще ярко, свежо мелькали пейзажи, виды столбов. На Маньпупынёр я обязательно вернусь, в этот раз зимой, совершая лыжных поход со стороны Ивделя. В следующий раз я порадую себя покрытыми снежной беленой столбами и настоящим северным сиянием. Говорят, с плато его отчетливо видно, лишь бы с погодой повезло.
.
Поужинав в столовой при гостинице, сев за руль автомобиля я понял, что соскучился по вождению. Погладив руль, отправился в сторону дома. Впереди 1700км и 22 часа пути. Утром, в дороге, я встретил туманы. Вот и подошло к концу это приключение.
.

Фото: Федянин Иван
Текст: Федянин Иван
Instagram: www.instagram.com/ivan.fedyanin/
Вконтакте: vk.com/fedyanin_ivan

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий