Забытая окраина большой страны без дорог и связи. Надо доплачивать за то, что люди живут здесь! — zarabotok-igra.ru

На календаре подходит к концу второе десятилетие XXI века, а наша огромная и довольно — таки не бедная страна, по-прежнему является образом самых разительных контрастов.

С одной стороны мы упорно продолжаем оказывать многомиллиардную помощь нашим многочисленным "младшим братьям" в Сирии, Украине, Иране, Венесуэле, а с другой стороны, у нас отсутствует элементарная инфраструктура в стране. Нет элементарных дорог между удаленными и труднодоступными поселками не только на Крайнем Севере, к чему мы уже привыкли, но и даже на Северном Кавказе.

А как известно, целостность государства, особенно такого большого и многонационального как Россия, напрямую зависит от связности всех его составляющих субъектов. И чем больше и крепче инфраструктурные связи между окраинами и центром, тем сильнее государство в целом.
Дорога Метрада — Нижние Хваршини
Около пяти лет назад мне удалось оказаться в одном из самых слаборазвитых районов Дагестана на самой границе с Грузией. Цумадинский район — настоящие задворки страны, но здесь проживают около 25 тысяч человек. Суровые условия, но прекрасная природа.

Многие села расположены на склонах неприступных гор и даже в советское время у Москвы не находилось, ни сил, ни времени, ни желания, обеспечить развитие инфраструктуры в этих депрессивных районах.
Верхние Хваршини
До конца 1980-х годов ущелье Андийское Койсу было настоящим "медвежьим углом", дорога в который заканчивалась сразу за Эчедой. Ну как дорога, скорее труднопроходимая для автомобилей тропа.

Как-то в середине 1980-х годов в соседнем Цунтинском районе оказалась рабочая комиссия с партийными чиновниками из Москвы. То, что они здесь увидели даже в советские годы повергло их в шок — и именно тогда была сказана фраза, что этим людям надо доплачивать за то, что они живут в таких местах.
Нижние Хваршини
А живут здесь аварцы уже не одну сотню лет. И до эпохи индустриализации у них были тесные торговые и дружеские связи не только с соседними районами, но и с соседней Грузией через многочисленные тропы. Но в XX и XXI веке стыдно в такие аулы не иметь обычной автомобильной дороги — это ведь не крайний север.

В высокогорных аулах Метрада, Нижние и Верхние Хваршини, Цихалах и Хушет сейчас проживают около двух тысяч человек. А Хушет кроме этого еще является и пограничным селом, входящим в 5км пограничную зону с Грузией.

До 2000 года из районного центра Агвали даже до Метрада не было автомобильной дороги. Люди еще 20 лет назад оставляли свои машины внизу и поднимались в село на ослах и пешком.

Дороги же от Метрада до Нижних и Верхних Хваршини не существовало вплоть до 2015 года. Только представьте себе, что и зимой и летом, на высоте более 2000 метров, до 2015 года более 1500 человек добирались из районного центра Агвали домой последних 15-20 километров по узким горным тропам на ослах и пешком. Стройматериалы, продукты, вещи — все это доставлялось на себе.
Аул Цихалах
Люди не выдержали такого отношения и не дождались помощи ни от Махачкалы, ни от Москвы и за свой счет и своими руками несколько лет пробивали плохенькую автомобильную дорогу к своим аулам.

Сейчас дорога от Метрада до Цихалаха представляет собой узкую "полку" в отвесных скалах, на которой едва помещается один автомобиль. Зимой дорогу заваливает снегом, весной и летом сходят камнепады и дорога бывает закрыта по несколько дней.

В общем, люди давно перестали ждать помощи от государства и самостоятельно обустраивают свою жизнь и быт. При этом в Хушете расположена пограничная застава, где несут свою службу пограничники и доставляют их туда только вертолетами.

Хушет же до сих пор остается одним из двух сел в Дагестане, к которому не существует ни одной дороги и добраться на автомобиле сюда не возможно. Так же и любым другим транспортом.
Жители Хушета идут к себе домой
Дорога к Хушету строится силами сельчан уже почти пять лет и осталось пробить еще около десяти километров неприступных скал. А пока, как и сотню лет назад, тысяча человек, проживающая в Хушете, вынуждена ходить пешком и на ослах больше 10 км по узкой горной тропе до ближайшей дороги.

Почему люди живут здесь? Потому что это их родные места. Они здесь родились и выросли, здесь же они занимаются своим хозяйством, здесь же их родные и близкие. Им чужда миграция в большие города и в отличии от остальной России, аулы здесь вымирают гораздо меньше и реже, чем деревни в окрестностях Москвы, Твери, Смоленска.
Тропа на Хушет. Здесь начинается 5км пограничная зона
Почему государство всячески не поддерживает такие районы и стремление жителей оставаться в своих родных местах? Вопрос риторический. Но я побывав там, увидел, что люди очень любят свою республику, любят свой район и хотят остаться именно там, и не хотят переезжать в Махачкалу.

И самое удивительное, что за прошедшие 15 лет население этих аулов не только не уменьшается, а еще и увеличивается. Вопреки здравому смыслу и активной "помощи" государства, которое хотя бы не мешает.
Так называемая дорога Метрада- Нижнее Хваршини
А что вы думаете по этой теме, должно ли государство развивать инфраструктуру в таких местах и помогать местному населению оставаться в своих родных краях?

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий