Белые ночи звучит красиво и романтично. Большинство туристов едут смотреть их в Петербург, но мы отправились за ними туда, где они настоящие, а туристов практически нет. Это Поважье в Архангельской области. Здесь светло и невероятно красиво, а по ночам запросто можно читать книгу.
02.Поснимав реки Кокшеньга и Устья, мы переместились на реку Вага. Она была значительно больше, шире, полноводнее и длиннее — 575 км.
03.Пейзаж по берегам несколько поменялся, стало больше лугов. Заливные луга — хорошее преимущество для развития животноводства. В старину этим пользовались очень активно. Во время половодья река затопляет берега и приносит ил, хорошо увлажняет почву. Поэтому растет очень сочная трава. Как ни странно, но животноводство процветает и сейчас. Самое крупное агропредприятие имеет 5000 голов скота. На Кавказе этим никого не удивишь, а на севере такое редкость. Как ни странно, но лугов и пахотных земель не хватает, поэтому проводят мелиорацию и выкорчевывают ближайшие леса с кустами. Да-да, прямо как в советские времена.
04.Ладно, мы приехали отнюдь не чтобы разбираться в животноводстве, а снимать природу, белые ночи, закаты-рассветы и все в этом духе.
05.С воздуха открывается все самое интересное.
06.В том числе необычные абстракции. Это вот река меандрирует. Рядом видно бывшее русло – старицу.
07.Вот это то ли коршун, то ли хищная рыба. Хотя вообще-то это песок.
08.В целом сверху все необычно. Пусть даже подвесной мостик.
09.Невероятно, но подвесные мосты бывают и автомобильные. Это, конечно, очень круто, но встречается крайне редко. Где-то на Алтае видел, что машины по таким проезжают. Здесь же это редкость. Да и мостик закрыт для проезда бетонными блоками.
10, Вообще, строить из дерева в этих краях научились в совершенстве. Поважье называли краем царских плотников. Местные плотники работали на строительстве царского дворца в Коломенском. Они же регулярно отстраивали Москву после пожаров.
11.Деревянное зодчество развилось в небывалых масштабах. Архангельская область по сегодняшний день — это номер один в России и в мире по количеству деревянных памятников архитектуры. Вот только состояние многих храмов крайне печальное. Многие уже превратились в руины, а что-то и сгорело от молний.
12.Из дерева в те времена строили все: от посуды и транспорта до дорог и мостов. Кстати, деревянные дороги можно было еще недавно увидеть в Архангельске, сейчас они практически все сгнили.
13.Зато старых домов в Поважье осталось еще много. Многие возрастом 100-150 лет и помнят еще царские времена. Самые богатые дома когда-то украшались росписями на фасадах и в интерьере. В столице Поважья, городе Вельске, есть музей домовых росписей в настоящей старой избе, которую привезли из деревни и восстановили. Рекомендую любителям старины.
14.Как ни странно, но даже колодцы в те времена делали деревянными и необычной конструкции. Если раньше делали сруб, и в этом нет ничего необычного, то вот увидеть колоду из дерева — это сильно. Настоящая соляная скважина по типу тех, которые мы видели в Тотьме в начале путешествия. Сама труба состоит из двух половинок. Брали большое дерево и долго выдалбливали. Колодец же предположительно делали так: копали яму, а потом вставляли трубу и засыпали её вокруг. Глубина скважины не менее 10 метров.
15.Сейчас так уже не строят, да и в деревнях осталось мало жителей. В часть деревень приезжают только летом, как на дачу.
16.Чем севернее мы уезжали, тем жарче становилось. На улице была нереальная жара, честно говоря, я такого за последние годы не припомню. Конечно, лето на севере тоже бывает иногда жарким, но +35 в тени, это перебор. +32 помню, но выше нет. Может, кто из местных выше результат встречал?
17.Коротко о погоде скажет вот эта фотография.
18.После утренних съемок завалились спать в лесу. Чтобы хоть как-то поспать, пока солнце не разогрело воздух. В этом путешествии на сон времени почти не оставалось. С 7 вечера до 5-7 утра был фотомарафон, после чего сон и снова в путь. Обычно на сон было 4-5 часов в день, а иногда и 2. Почему так мало? Днем спать не хочется, очень светло и не уснуть при ярком солнце. Легли в 7, а в 9 вылетели из палатки, как пробка из бутылки. Невыносимо душно, хотя солнце палатку не освещало. Это воздух так прогрелся от земли.
19.В тот последний день путешествия стало слишком жарко, после сна съездили посмотреть подвесной мост и решили стоп, хватит. Так до солнечного удара не далеко, ходить-то тяжело. Поехали лежать под кустом и купаться. Вода прогрелась до каких-то небывалых температур. Градусника не было, но по теплоте, как в Черном море летом. Правда, в этих местах это аномальное явление и бывает редко, вода не каждое лето прогревается.
20.Ждали вечера и невероятных красок, но пришла гроза. До заката оставалось времени много, но гроза накрыла второй раз. Так ничего не разнесло. Началась обычная белая ночь. Пару слов про ночи. Белые ночи можно наблюдать где угодно, севернее широты 60.34. Правило простое: чем севернее уедешь, тем красивее и светлее будет. Самое неудачное место для наблюдения — это Петербург, белых ночей на самом деле там нет. Так как город расположен южнее и ночи там серые, в полночь очень темно. «Питер белые ночи» — на самом деле придумали для завлечения туристов.
21.Если хотите увидеть белые ночи по-настоящему, то приезжайте на Русский Север, в Карелию или в Архангельск. Что может быть лучше, чем сидеть у костра на берегу речки и смотреть, как оттенки от ночных красок переходят в рассветные? Пожалуй, ничего. Для меня это лучшее времяпровождение.
22.Правда, в последнюю ночь нам пришлось ретироваться с берега реки. В 1 час ночи пришла снова гроза. Если уехать подальше, то вполне возможно, что туча обойдет стороной и успеем поснимать рассвет.
23.Но рассвета не было, зато впервые поснимали грозу с воздуха. Оказывается, это тоже может быть интересно. Главное в этом случае вовремя смыться, пока не накрыло.
24.На следующий день отправились в обратную дорогу по трассе М8. Хорошее состояние асфальта, отличная инфраструктура и пейзажи за окном не могут не радовать. Заскочили по пути к местному фотографу @ mikekarpov_photo. Это Архангельский фотограф, который тоже снимает природу в нашем формате. Только рассветы-закаты, северные сияния, чтобы все было красиво. В инстаграме можно увидеть эту красоту.
25.Еще у Михаила нашлась километровая карта области по грибным и ягодным местам. Не только грибникам она будет полезна, но и для фотографов и туристов это шикарная вещь, с помощью которой можно найти небанальные места. Читать другие отчеты о путешествиях — это уже прошлый век. Сейчас все красивые места и так стали известны, поэтому чтобы найти что-то интересное и не снятое можно только самому. Поэтому я в основном кручу старые карты и спутниковые, смотрю рельеф местности, дороги. Те же необычные заброшки тоже находятся именно по спутникам.
26.Как не хотелось уезжать с Русского Севера, но пришлось. Неделя путешествия пролетела незаметно и в этот раз она действительно пролетела, так как снимали в основном с дрона. Все самые красивые кадры получились именно на него. Итого привезли 2500 кадров и 2.5 часа видео, проехали 3000 км. Opel Grandland X отвечал за комфортное передвижение по дорогам и спасал каждый день от изнуряющей жары. На этом все, финиш, разбор фотографий, обработка, но сначала надо отоспаться после белых ночей. За сим спокойной ночи и до новых путешествий.
Чтобы не пропустить следующие фоторассказы о путешествиях, подписывайтесь. Будет Русский Север и другие регионы России.
Самые свежие фото, как всегда, в инстаграм @di_artphoto и Telegram @ skazka_travel а на Ютубе много видео из автопутешествий по России
Предыдущие части путешествия по югу Русского Севера:
От Кокшеньги до Устьи в поисках невероятных кадров природы Русского Севера
Путешествие по северу Вологодчины. Кокшеньгский городок, Тотьма и Тарнога, про которые туристы забыли
Он ушел, но вернулся в Россию снова. Чем будет завоевывать покупателей новый Opel Grandland X?
Источник: