BMW 2002 Turbo можно назвать предвестником эпохи широкого применения турбонаддува в гражданских автомобилях, хотя это была не первая попытка получения дополнительной отдачи за счет использования энергии выхлопных газов. Еще в середине 1960-х инженеры General Motors пробовали оснащать турбонаддувом автомобили Chevrolet Corvair Monza и Oldsmobile Jetfire, но без особого успеха. У BMW получилось гораздо лучше!
Одна из первых BMW, заложившая основы будущей идеологии бренда и спасшая марку от разорения (наряду с Neue Klasse) стала модель 2002 (2002 означает двухлитровый мотор, хотя фактически там было 1990 кубических сантиметров, плюс 2 двери!). Самое интересное, что автомобиль родился в результате энтузиазма отдельных петролхедов. Была у BMW неплохая, но явно недостаточно мощная модель BMW 1602, которую в частном порядке и независимо друг от друга оснастили 2-литровыми двигателями M10 директор BMW по планированию производства Хельмут Вернер Бенш и инженер-моторист Алекс Фалькенхаузен (M10 как-раз его разработка). Более мощный двигатель преобразил автомобиль, превратив его в прекрасный спортивный седан.
Помимо этого, история BMW 2002 не обошлась без влияния американского импортера европейских машин Макса Хоффмана, который настаивал на выводе подобного автомобиля на рынок США. Дело в том, что старый 1,6-литровый мотор не удовлетворял экологическим нормам США, а американский рынок был готов к поглощению высококлассных баварских машин! Поэтому инициатива Бенша и Фалькенхаузена, подкрепленная требованиями Хоффмана, очень быстро была одобрена Советом директоров BMW. В 1968 году стартовало серийное производство BMW 2002, завершившееся в 1975 году с сотнями тысяч выпущенных машин.
В 1973 году BMW предложили радикальный пакет модернизации для 2002, представив 2002 Turbo с расширенным кузовом, массивной передней губой, небольшим задним спойлером, а главное — первым в Европе турбированным двигателем. Одной из самых дерзких дизайнерских находок стали отзеркаленные надписи "2002" и "Turbo" на переднем бампере, чтобы впереди едущие водители знаки кто их догоняет! Позже под давлением государственных органов надписи убрали, но в историю 2002 Turbo вошел именно таким! Дерзким и наглым.
Легендарный мотор M10, оснащенный турбонаддувом KKK и механическим впрыском Kugelfischer, производил солидные 170 лошадиных сил — значительно мощнее 130-сильного 2002 Tii, что было более чем достаточно для компактного седана массой 1 054 кг. До 100 км/ч 2002 Turbo разгонялся за 7 секунд! Это был уровень Porsche, причем с багажником и достаточным местом для четверых взрослых.
Поскольку это было только начало турбоэры, интеркулеры еще не применялись, поэтому в полный рост встала проблема перегрева. В попытке решить вопрос с охлаждением инженеры BMW разместили турбину в правой нижней части блока цилиндров и проделали отверстие в переднем бампере. По этой причине 2002 Turbo не получила версию с правым рулем: турбина буквально раскаляла рулевой вал — англичане остались не у дел! Страдал мотор и турболагом, с которым еще не умели бороться. Поскольку турбомотор отличался пониженной степенью сжатия, на низких оборотах автомобиль был медленнее 2002 Tii, но когда обороты переваливали за 4000 об/мин происходила магия… Просыпалась турбина и динамика резко улучшалась!
Вследствие взрывного характера динамики, справиться с 2002 Turbo было непросто, особенно "по мокрому". Инженеры серьезно доработали подвеску, добавили более "толстый" стабилизатор поперечной устойчивости, усилили кузов, но все-же масса 2002 Turbo была намотана на столбы. Это был такой немецкий вариант Toyota Mark II :))) Государственные органы тоже обратили внимание на небезопасный характер 2002 Turbo, за которым чрезвычайно быстро закрепился имидж "машины для безбашенных парней", и развернули широкую кампанию за безопасность на дорогах. Хотя, конечно, плохой рекламы не бывает!
Возле надписи 2002 хорошо видно отверстие для охлаждения турбины
Но главным гвоздем в крышку грома 2002 Turbo стал нефтяной кризис 1973 года, имевшие широкие последствия для всего мирового автопрома. Выпустить удалось всего 1672 экземпляра 2002 Turbo, что делает их сегодня коллекционной ценностью. Автомобиль на фотографиях был продан на аукционе Bring-A-Trailer в Техасе в 2018 году за солидные 152 000 долларов!
P.S. Еще одна история, но касающаяся больше простой модели BMW 2002. В 1970-х годах террористическая организация Андреаса Баадера и Ульрики Майнхоф, известная как "Фракция Красной Армии" (RAF), занималась ограблениями банков, похищением и убийствами людей. Некоторое "люди со светлыми лицами" воспринимали террористов с романтическим ореолом, этакими немецкими Бонни и Клайдом. Так вот, бандиты часто угоняли BMW 2002, поскольку они отлично подходили для погонь с полицией. Дело дошло до того, что полиция на блокпостах останавливала все BMW 2002 для проверки. Некоторые владельцы наносили на свои 2002 надписи "Я не принадлежу к групп Баадера-Майнхоф". Этот период потенциально разрушительной рекламы мог повредить имиджу BMW, но 2002 даже приобрела больше фанатов, благодаря "намеку на опасность"!
С потомком BMW M3 в редкой версии Lightweignt (всего выпущено 126 экземпляров)
Сергей Клюшниченко
www.oldschooler.ru
Фото Bring-A-Trailer
Источник: