Боевой самолет в небе над Мурманском, память зенитчиков и драматичные истории времен холодной войны | анонсы на zarabotok-igra

Абрам-Мыс — кажущийся уютным поселок из разноцветных панелек на 3000 жителей, стоящий на одноименном мысе на западном берегу Кольского Залива — фактически напротив порта Мурманска. Восьмой микрорайон города долгое время жил судоремонтом.

СРЗ №2 производственного объединения "Мурманская судоверфь" закрылся, как и многое в нашей стране, в лихие девяностые, лишь спустя десятилетие производство ожило вновь, уже под норвежским флагом. На модифицированных мощностях заброшенного СРЗ было развернуто производство норвежской компании «Рейнертсен». Новая производственная площадка по сборке модульных конструкций для нефтегазового комплекса, в частности, норвежских шельфовых проектов Колснес, Осберг Дельта, Тириханс, Хеймдал, Морвин и Тролл. Выполнялись и совместные проекты с СРЗ «Нерпа», в частности, с раскрепление на палубе судна «Трансшельф» самоподъемной буровой установки «Кольская».

Но главной целью прихода норвежцев в Мурманск, конечно, было участие в освоении Штокмановского месторождения природного газа в Баренцевом море — в те годы этот совместный проект «Газпрома», «Статойла» и «Тотала» обещал тысячи рабочих мест и баснословные прибыли. Тем не менее уже в 2012 году было объявлено о приостановке проекта, ставшего нерентабельным в связи со стремительным развитием проектов по добыче сланцевого газа. Уже несколько лет как деятельность норвежского завода на Абрам-Мысу приостановлена — последний рабочий для себя 2017 год предприятие завершило с убытком.

Таким образом, работать жители Абрам-Мыса ездят в основном в Мурманск. Благо, у многих есть личные авто, да и автобусы ходят. А туристы, наоборот, обязательно включают Абрам-Мыс в свой маршрут.

С высокого мыса открывается отличный вид на 42-метровую фигуру "Алеши" (Памятник Защитникам Советского Заполярья), стоящий на сопке над Мурманском. Можно разглядеть и город, и порт, включая ледокол "Ленин" — главное, не забыть захватить с собой бинокль.

Впрочем, ему всегда есть место в багаже путешественника.

Молодежь из ТикТоков наверное об этом и не знает, или не очень осознает масштаб и значимость событий прошлого, но Заполярье в годы ВОВ было ареной жесточайших сражений с фашистами. На Мурманск — крупнейший в мире город расположенный за Полярным кругом — в результате 795 налетов было сброшено 185 тысяч авиабомб. По масштабу бомбовых ударов, большей атаке в СССР подвергся только Сталинград. Город был фактически стерт с лица земли. Но люди — устояли. Советские зенитчики сбили за время войны 103 вражеских самолета. Их подвиг увековечен стоящим на Абрам-Мысу мемориалом (постройка 1986-1994 гг). Место выбрано неслучайно — именно здесь располагалась одна из защищавших город зенитных батарей (885 ЗП). Говорят, служили тут и девушки…

Помимо 85-мм зенитного орудия, на постаментах есть и другая техника, защищавшая Заполярье и другие регионы СССР уже после войны.

Подбор техники выглядит неслучайным — каждая установка и каждый самолет сыграли свою значительную роль в истории.

Истребитель Як-3 (на ряду с Ла-5) переломил ход войны в воздухе — во всяком случае, так принято считать.

Поступивший в войска в 1957 году ЗРК С-75 "Двина” стал самым распространенным комплексом ПВО в мире — только на экспорт было поставлено 800 дивизионов.

ЗРК С-75 и С-200

Одним из таких комплексов 1 мая 1960 года над Верхне-Сысертским водохранилищем близ Свердловска был сбит американский самолет-разведчик U-2, которым управлял Френсис Гэри Пауэрс (а заодно, по ошибке, и советский МиГ-19). Пилот Сергей Сафронов погиб. Самолет Пауэрса был сбит на высоте 21740 м — для ракет С-75 это был потолок. Задняя часть самолета была разрушена, он вошел в штопор. Но опытный американский пилот не паниковал.

Дождавшись снижения до 10000 м, Пауэрс открыл фонарь и покинул кабину. Конечно, по инструкции он должен был воспользоваться катапультой, но один из техников накануне сказал ему, что в кресло заложена взрывчатка. В США хотели защитить все свои секреты — но Пауэрc, к ярости ЦРУ, не воспользовался ни взрывчаткой для уничтожения фототехники, ни иглой с цианидом в полой монете достоинством в один доллар. Пилот был задержан в районе станции Косулино, после чего доставлен в Москву. Суд приговорил его к десяти годам, но уже через два года на мосту Глинике в Берлине состоялся обмен американского шпиона Пауэрса на советского разведчика Рудольфа Абеля.

Не менее знаменит ЗРК С-125 "Печора". Принятый на вооружение в 1961 году комплекс используется в войсках до сих пор, хотя ему на смену и пришли комплексы С-300. Одна из самых известных историй с боевым применением С-125 произошла в 27 марта 1999 года в Югославии, в период ужасающей американской агрессии, нанесший региону непоправимый ущерб. Тогда огневой группой 3-й батареи 250-й ракетной бригады ПВО под командованием подполковника Золтана Дани в пригороде Белграда был сбит считавшийся недосягаемым для югославских ЗРК самолет-невидимка, бомбардировщик F-117A «Найтхок».

Пилот Дейл Зелко успешно катапультировался и спрятался от сербов, дождавшись эвакуации поисковой группой. Это был первый и единственный случай, когда такой самолет был сбит. Американцы, конечно, потребовали вернуть обломки — но они остались в Сербии, и сегодня хранятся в музее авиации недалеко от аэропорта Белграда. Электронная начинка отправилась на изучение в Китай и Россию.

Рядом — ЗРК дальнего действия С-200 "Ангара", на вооружении с 1967 года. Эти ЗРК дополняли комплексы С-75 и С-125. Благодаря использованию ракет с самонаведением, они были грозным оружием, нацеленым, прежде всего, на высотные и скоростные американские самолеты-разведчики Lockheed SR-71 Blackbird, а также самолеты дальнего радиолокационного дозора и постановщики активных помех. С момента введения в строй комплексов С-200, американцы уже не рисковали залетать в воздушное пространство СССР для разведки.

После распада СССР комплексы С-200 остались на вооружении бывших советских республик. 4 октября 2001 года над Черным морем комплексом С-200В украинских ПВО был непреднамеренно сбит пассажирский Ту-154 авиакомпании "Сибирь", следовавший по маршруту Тель Авив-Новосибирск. Произошло это в ходе российско-украинских военных учений в Крыму. Изначально ракетные стрельбы выполнялись по беспилотным самолетам-мишеням Ту-143 "Рейс". Курсовые координаты самолетов — летевшей на расстоянии 26 км мишени и удаленного на 250 км Ту-154, к сожалению, совпали, и операторы просто не заметили, что ракета с самого начала навелась не на тот самолет, и произошла трагедия. Все 78 пассажиров погибли.

Не менее драматичные события связаны и с боевым применением истребителя-перехватчика Су-15, "заступившего на службу" в 1965 году. В разгар холодной войны советским пилотам приходилось очень активно бороться с нарушителями воздушных границ. В критических ситуациях пилотам приказывали действовать максимально решительно, невзирая на последствия.

Первая серьезная история, лишь чудом не приведшая к сотне невинных человеческих жертв, произошла 20 апреля 1978 года в Карелии. Boeing 707-321B корейской авиакомпании Korean Air Lines, выполнявший рейс Париж-Анкоридж-Сеул из-за неправильной настройки навигации значительно отклонился от курса, и оказался вместо своей воздушной трассы над Кольским полуостровом. На борту находилось 12 членов экипажа и 97 пассажиров. На радио пилоты "Боинга" не отвечали, и также на протяжении 13 минут игнорировали визуальные указания на посадку (покачивания крыльями, кивки вниз фюзеляжем) от вышедшего на перехват Су-15, пилотируемого капитаном Александром Босовым.

В итоге пилот получил приказ уничтожить нарушителя. Хотя и пилоту, и его командиру было понятно, что самолет пассажирский, и они пытались донести эту мысль до командования, приказ последовал именно такой. Выпущеная ракета попала в крыло (не известно, специально ли Босов оставил корейцам шанс на спасение), "боинг" начал резко снижаться.

Лайнером управлял опытный пилот, ветеран Корейской войны и подполковник ВВС в отставке Ким Чанъгю. Ему удалось посадить разгерметизированный осколками ракеты, частично потерявший управление самолет на лед озера Корпиярви возле посёлка Лоухи. Погибло лишь два человека. Причиной случившегося назвали проблемы с навигацией. Официальных претензий от Кореи не было, СССР предъявил счет на $100 000 на покрытие стоимости содержания пассажиров до отправки домой.

Еще один инцидент произошел 18 июля 1981 года. Нарушивший границу СССР в Закавказье аргентинский CL-44 был взят летчиком В.А. Куляпиным на таран. 4 члена экипажа CL-44 погибли, наш летчик успешно катапультировался и был награжден.

Однако самая трагичная история с участием советского Су-15 произошла 1 сентября 1983 года, и вновь основной причиной стал неправильно настроенный автопилот — а также несчастливое стечение обстоятельств. Борт Boeing 747-230B все той же авиакомпании Korean Air Lines выполнял рейс по маршруту Нью-Йорк—Анкоридж—Сеул над нейтральными водами Тихого океана, но по указанной выше причине сбился с курса, уходя в сторону советского воздушного пространства.

И, это касается несчастливого совпадения, в какой-то момент его траектория пересеклась с выполнявшим полет крупным стратегическим разведывательным самолетом Boeing RC-135 ВВС США. С этого момента следившие за воздушным пространством советские ПВО принимали пассажирский Boeing за разведывательный (аналогичный по форме фюзеляжа и габаритам).

Самолет шел над Камчаткой и Сахалином, медлить было нельзя. На перехват были подняты истребители МиГ-23МЛ из дежурного звена 528-го истребительного авиаполка с аэродрома Смирных, и Су-15 из дежурного звена 777-го истребительного авиаполка с аэродрома Сокол.

Подполковник Геннадий Осипович, управлявший Су-15ТМ, не пытался связаться с нарушителем по рации (такой инструкции у него не было), и не идентифицировал гражданский борт. Он просто выполнил отданный свыше приказ — уничтожить цель. Первая ракета прошла под левым крылом лайнера, вторая повредила хвост и системы управления. Неуправляемый Boeing рухнул в пролив Лаперуза на сверхзвуковой скорости, все 269 человек, находящиеся на борту, погибли.

Нетрудно догадаться, что этот инцидент значительно повлиял на обострение российско-американских отношений. Выдвигались даже версии, что это была сознательная провокация, и американцы знали, что советские ПВО примут пассажирский Boeing за их самолет-разведчик. Как бы то не было, одним из последствий стало разрешение использования системы GPS в мирных целях, в том числе, в гражданской авиации.

Немного фантазии, и без постамента самолет выглядит так

Мораль этого поста очень простая. Любая война — холодная, гибридная, для государств — способ решения экономических проблем и передела ресурсов. А страдают в ней мирные, ни в чем не повинные люди. Очень хочется, чтобы ни одна из описанных выше историй не повторилась — нигде и никогда…

Друзья, надеюсь этот материал вам понравился. Буду рад вашим комментариям, дополнениям и репостам!

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий