Существует неприличная туча анекдотов про товарища Сталина. Причем, 99,9% из них появились уже после его смерти. Все потому, что Иосиф Виссарионович шутить особо не любил, а другим и подавно не велел.
Среди многочисленных баек, которые через призму десятилетий кажутся совсем не зловещими, а даже весьма забавными, есть истории и на автомобильную тему. Говорят, именно Сталин, усевшись в правое пассажирское кресло двухдверной микролитражки КИМ-10 и предложив одному из соратников залезть на задний ряд, поставил крест на судьбе этой машины. Ну а уж фразу “Почём «Родину» продавать будете?”, относящуюся к первому варианту исполнения ГАЗ-М20, который в итоге стал «Победой», знают даже недоучившиеся школьники.
Ну а вот теперь уже не анекдот. Любимыми автомобилями Сталина были американские «Паккарды». И на эту тему никто из окружения вождя не шутил. Напротив, советские автомобили высшего класса, которые выпускали на заводе ЗИС, внешне очень напоминали величественных американцев. И если в случае с ЗИС-101, это было не слепое копирование, а скорее умелая стилизация (сделанная к тому же руками самих американцев), то создатели более позднего ЗИС-110 с самого начала взяли за объект вдохновения Packard One Eighty.
В многочисленных исторических источниках советского и российского периода можно найти горделивые реплики, мол, конструкторы ЗИСа не слепо копировали американца, а сделали на основе 180-го гораздо более современную и красивую машину. Ой, ну камон… Все это больше похоже на оправдание или желание выдать желаемое за действительное. Действительно же уникальной можно назвать бронированную версию «стодесятки» известную под индексом ЗИС-115. Вот это действительно была бомба, а вернее суперкрепость на колесах с настоящей бронекапсулой!
Любопытно уже то, что обычная и бронированная версии модели создавались параллельно. И, кстати говоря, ЗИС-115 считался строго засекреченным проектом. Понять почему – совсем не сложно, это как сегодня кинуть ссылочку в "телеге". Ведь на 115-х должны были передвигаться лучшие люди страны, включая Берию ну и естественного Самого…
Общий тираж 115-х, кстати, не превысил полусотни штук, но даже сейчас в музеях и частных коллекциях мира мира насчитывается порядка 20 зисовских броневиков. Хороший процент сохрана! При этом ни один из них не стоит так дорого как этот конкретный экземпляр. Ведь именно на нем в свое время ездил сам Иосиф Виссарионович. Кто после этого удивляется оценочной стоимости в 270 миллионов рублей?!
При всей абсурдности сравнения современных бронированных лимузинов высших чиновников и глав государств с машинами, которые разрабатывали 80 лет тому назад, между ними можно найти нечто общее. И это не только четыре колеса, наличие дверей, фар и мотора как таковых. Нет, сходства все же больше.
Например, формат так называемого скрытого бронирования. От стокового ЗИС-110 бронированный 115-й отличить очень непросто. Лишь наметанный глаз по дополнительным параметрам – более высокий профиль шин, характерная форма колесных ступиц, мутноватый цвет стекол и утолщенные оконные рамки – разберется где какой.
Сравнимы в целом и показатели самого бронирования. Например, ЗИС-115 создавали с гарантированной защитой от попадания винтовочного патрона 7,62 мм. Причем даже при выстреле с убойной дистанции в 25 метров. Кроме того, днище сталиномобиля выдерживает подрыв наступательной ручной гранаты РГД-33. Согласитесь, неплохой защитный потенциал для середины 40-х годов!
Но это цифры и факты, которые лежат на поверхности. На самом деле, в личном деле ЗИС-115 «Вождя народов» гораздо больше любопытного. Знаете ли вы с помощью какого (всем известного, но весьма нетрадиционного) приспособления в этой машине опускаются стекла?
А почему Сталин, по слухам, заднему дивану обшитому дорогим сукном и набитому гагачьим пухом предпочитал неуютные откидные кресла-страпонтены, изначально предназначенные для личных помощников и переводчиков? И зачем в конце-концов спидометр ЗИС-115 тарирован лишь двузначными цифрами, самая крупная из которых 18? Смотрите наше новое видео о ЗИСе вождя и сами все узнаете. Обещаем – будет интересно!
Источник: