В современном мире не так много людей, которым удалось спасти больше человеческих жизней, чем Нильсу Болину — скромному инженеру Volvo, который в 1958 году изобрёл трёхточечные ремни безопасности и добился того, чтобы они начали использоваться повсеместно. Можете представить себе новый автомобиль без них? Думаю, вряд ли, ведь именно благодаря этому изобретению езда на личном транспорте перестала быть похожей на русскую рулетку.
Президентом шведской компании в то время был Гуннар Энгеллау, переживший личную утрату из-за дорожно-транспортного происшествия. Одной из причин гибели его близкого родственника оказались изъяны в конструкции двухточечного ремня — устройства, даже не входившего в базовую комплектацию автомобилей тех лет. Нужно было что-то менять! И тогда Энгеллау решился на смелый шаг, переманив опытного специалиста из Svenska Aeroplan Aktiebolaget (SAAB).
К тому моменту за плечами Болина оставалось много лет работы в должности авиационного инженера. Он также занимался разработкой катапультирующихся кресел и различных систем безопасности для пилотов. Его новой и крайне срочной задачей было придумать лучшее решение, которое непременно станет общепринятым стандартом.
У прежнего двухточечного ремня, крепившегося по диагонали, было несколько существенных недостатков. Он не мог удержать таз и должным образом не фиксировал положение туловища при аварии, что приводило к серьёзным травмам головы, груди и позвоночника, а застёжка, расположенная посередине, нередко становилась причиной перелома рёбер и повреждения внутренних органов. Кроме того, он был неудобным, его нужно было долго застёгивать двумя руками, и людям просто-напросто не хотелось им пользоваться.
Благодаря новой конструкции перекинуть ремень через грудь и талию можно было одной рукой всего за несколько секунд. Проще не придумаешь! Но даже несмотря на это компании понадобилось целых шесть лет, чтобы убедить большинство жителей Швеции пристёгиваться. Отдельного труда стоило донести до них тот факт, что законы физики не перестают действовать и сзади. Прежде многие ошибочно полагали, что сиденья переднего ряда сами по себе неплохо защищают от фронтальных ударов. А о том, что при столкновениях людей нередко бросало в стороны, и они наносили тяжелейшие увечья другим пассажирам, никто из них даже не догадывался.
Volvo вложила миллионы долларов в исследования, разработку и продвижение инновации. Сотрудники провели сотни тестов и внимательно изучили последствия десятков тысяч аварий, чтобы убедиться в её эффективности. И потихоньку ситуация начала меняться в лучшую сторону: если в 1965 году доля тех, кто использовал ремни безопасности составляла удручающие 25 %, то к 1975 году число сознательных граждан превысило отметку в 90 %.
10 июля 1962 года Патентное бюро Соединённых Штатов выдало Нильсу Болину исключительное право на ремни безопасности с оригинальным дизайном, а годом позже компания начала поставлять оборудованные ими автомобили на внешний рынок. Между тем все выпускаемые тогда модели Volvo уже оснащались трёхточечными ремнями для передних пассажиров.
Настало время решить, как распорядиться патентом дальше: оставить его при себе, продвигая автомобили марки как самые безопасные среди конкурентов, предоставлять лицензии на использование ремней другим производителям или выпускать и реализовывать продукцию самостоятельно? Любой из вариантов неизбежно оказался бы выгодным и принёс баснословную прибыль, но Нильс Болин и Гуннар Энгеллау решили иначе: патент немедленно станет достоянием общественности, чтобы все без исключения могли использовать это изобретение и спасти как можно больше человеческих жизней.
Болин продолжал заниматься разработкой систем безопасности вплоть до 1985 года, пока не ушёл на заслуженную пенсию, но даже после увольнения нередко консультировал специалистов Volvo по сопутствующим вопросам. Ещё в 70-х им была заложена основа фирменной технологии SIPS (Side Impact Protection System), обеспечивающей защиту пассажиров от боковых ударов.
Нильса Болина не стало в 2002 году в возрасте 82 лет. За свою работу он был удостоен множества всевозможных наград и золотой медалии Королевской Шведской Академии Инженерных Наук. Его имя занесено в списки наиболее выдающихся деятелей мировой автоиндустрии в Зале автомобильной славы США и Национальной галерее славы изобретателей.
Источник: