Один из самых сочных исторических анекдотов советского времени относится, пожалуй, к появлению «Чайки». Не самого автомобиля, а его названия. Дело было в середине 50-х годов. На Горьковском автозаводе как раз думали над именем для нового топового седана, когда-то кто-то вдруг возьми да и ляпни, мол, посмотрите на Волгу (не на машину, а не реку), кто выше нее? Чайки! На том, как говорится, и порешили…
В отчаянном и, как казалось, вечном противостоянии легковушек высшего класса от ЗИСа/ЗИЛа и ГАЗа, горьковские машины всегда играли второстепенные роли. Все-таки высшие чины партии и правительства СССР передвигались именно на эксклюзиве завода имени Лихачева, а ГАЗы обслуживали чиновников рангом пониже.
Зато в плане технических инноваций именно ГАЗ можно назвать лидером в этом дуэте. Смелых экспериментов инженеры из Нижнего Новгорода (в советское время он назывался Горький, если кто позабыл) было множество. Например, предшественник «чаек» – ГАЗ-12, он же ЗИМ, уникален несущей конструкцией кузова, которую редко в ту пору использовали на машинах высокого класса. А еще ЗИМ, по-крайней мере чисто теоретически, можно было приобрести в частное пользование.
Стоил он совершенно космических денег. За 40 тысяч, которые в 1961-м просили за ГАЗ-12 спокойно покупались две с половиной «Победы» или четыре с хвостиком «Москвича» 400-й серии. В любом случае, вскоре от этой игры в демократию отказались. Сменщик ЗИМа – «Чайка» ГАЗ-13 уже не появлялся в свободной продаже. Как и его наследник – «Чайка» ГАЗ-14.
Несмотря на общее название и соседние цифровые индексы, человек со стороны вряд ли опознает в этих двух “газовских” седанах ближайших родственников. Слишком по-разному они выглядят. Первая «Чайка» явно тяготит к вычурному стилю позднего детройтского барокко: обилие хрома, вытянутые килевые плавники, высокая плечевая линия.
Правда, в 1959-м, когда ГАЗ-13 только пошел в серию, автомобильная мода в США резко переменилась, а свеженькая «Чайка» на фоне иностранных аналогов постарела. Тем не менее, работы над сменщиком начались только во второй половине 60-х. Причем работы шли не то чтобы ударными темпами – первые серийные ГАЗ-14 увидели свет только в 1977-м. Говорят, самый первый экземпляр «Чайки» второго поколения к своему дню рождения получил сам Брежнев. Вроде как это была машина эффектного вишневого цвета.
Несмотря на десятилетний цикл разработки дизайнерам ГАЗа удалось неплохо запечатлеть тренды свойственные представительским машинам своего времени. Вторая «Чайка» получилась величественным, солидным и достаточно красивым автомобилем.
Ну и по советским меркам он был нереально крутым и совершенно недоступным для обывателя. Черный шестиметровый седан снаряженной массой значительно выше двух с половиной тонн приводился в движение бензиновым V8 рабочим объемом 5,5 литра и мощностью 220 л.с. Между прочим, дефорсированная версия этого мотора ставилась, например, на БРДМ – разведывательный броневик Советской армии.
Все в порядке у ГАЗ-14 было и с уровнем оснащения. Здесь и 3-ступенчатая автоматическая коробка передач, и электростеклоподъемники, и роскошный велюровый салон с дополнительными откидными креслами-страпонтенами, и кондиционер, занимавший чуть ли не половину полезного объема багажника, и магнитола "Радиотехника", и в особенных случаях даже телефон. Ну чем не "Майбах" советского периода?!
В общем вы, наверное, представляете с каким пиететом и трепетом мы подошли к процессу оживления и приведения в достойный вид черной «Чайки» ГАЗ-14, обнаруженной на заброшенном складе советских автомобилей. Рассказ о том как мы доставали и отмывали от многолетней грязи легендарную «Чайку» смотрите в нашем новом сюжете. Честно скажем – получилась игрушка!
Источник: