Всем привет!
С задержкой в несколько месяцев, да и до руинтернета дошла принципиальная новость, которую еще в зимнюю пору бурно обсуждало глобальное Ягуар-сообщество: компания Ягуар Land Rover (дальше JLR) подала судебный иск к члену Шведского Ягуар Клуба за то, что он выстроил у себя в гараже реплику модели C-Type. Трибунал в Швеции признал дизайн ретро-машины умственной собственностью и обязал выплатить пожилых людей штраф в размере 450.000 фунтов. Чтоб собрать такую сумму, энтузиастами марки был организован краудфандинговый проект для вещественной помощи, а так же полетели обвинения JLR в лицемерии и предательстве собственных поклонников.
Углубившись в сущность сходу сделалось понятно, что здесь не всё так просто и любая из сторон имеет свою версию происходящего, потому всё это время я внимательно следила за происходящим и собирала материалы, которые равномерно начали появляться в вольном доступе, включая самые 1-ые имейлы Карла Магнуссона (пострадавшего) в компанию Ягуар Ленд Ровер, где шла речь о проведении презентации собственной будущей модели C-Type, которую он собирается выстроить у себя в гараже. На данный момент большая часть русских медиа просто копипастит один и этот же текст без подробностей, потому пришло время поделиться информацией)
Предмет спора в гараже у пожилых людей из Швеции
Я не юрист, да и с делом на 95 страничек пришлось ознакомиться. В данной для нас записи желаю кратко пересказать сущность претензии JLR, поэтому что она очень спорная и поднимает достаточно принципиальные вопросцы, такие как "Можно ли считать умственной собственностью дизайн машинки?" и "Как бренд быть может приклонен к своим фанатам?". Не говоря о опасности большой отрасли в авто-индустрии, где личные компании строят, а поклонники марок обладают репликами узнаваемых машин. Повод для серьёзной дискуссии в кругу профессионалов.
Реплика C-Type в Бельгии
Предыстория.
В 2016 году Карл Магнуссон побывал в Ягуар Land Rover Classic, подразделении, которое занимается продажами и реставрацией винтажных моделей Ягуаров и Ленд Роверов, а так же выпускает собственные высказывания каров. Там он сказал о собственной идее выстроить копию культовой спортивной модели C-Type, чтобы восполнить свою коллекцию редчайших Ягуаров. В протяжении пары лет он переписывался и консультировался с менеджментом JLR насчёт деталей разработки, пока в 2018 году не получил иск о нарушении прав автора.
Гараж Карла3D модель
На первых страничках дела описана сущность претензии. Текст ниже составлен из самых принципиальных моментов.
Ягуар Land Rover Limited (JLR) — компания из Соединенного Царства, которая разрабатывает, производит и реализует шикарные и спортивные авто под маркой Ягуар. Эта деятельность ведётся с 1930-х годов. В 1950-х Ягуар Cars Limited выпустила Ягуар C-Type — модель кара, которая стала известна, в том числе тем, что она одолела в самой престижной гонке Le Mans 24 hours в 1951 году.
Карл Магнуссон и Анн-Кристин Магнуссон — энтузиасты Ягуар, ранее работавшие дизайнерами в авто индустрии. Карл Магнуссон и Анн-Кристин Магнуссон обладают и управляют компанией Creare Form AB (Creare), которая, кроме остального, занимается консалтингом в области тс, разработки, ремонтом и продажами каров.
JLR утверждает, что через компанию Creare, Карл Магнуссон и Анн-Кристин Магнуссон производили коммерческий проект, начатый в 2009 г., а конкретно создание реплик Ягуар C-Type. По последней мере, одна копия была завершена и подсудимые планировали прирастить количество построенных копий, что следует из их презентации на веб-сайте Creare.
Движок шведской репликиМаксимально аутентичная сборка салона C-Type
Ответчики возражают, что проект, начатый в 2009 году, касался производства всего одной высказывания и был личным хобби-проектом.
Главный вопросец касается защиты прав автора, принадлежит ли JLR это авторское право и нарушали ли его ответчики.
C-Type
Дальше представители JLR обосновывают на 10 страничках, что права на C-Type принадлежат им. Достаточно занимательное чтиво не только лишь исходя из убеждений суда, да и как частица истории марки.
C-Type одолевает на гонках в Ле-Мане
Ягуар C-Type был сотворен Малкомом Сэйером в период с сентября 1950 года по май 1951 года. Если Трибунал сочтет, что Малком Сэйер не создавал Ягуар C-type в одиночку, то как минимум он создавался командой состоящей из Малкома Сэйера, Уильяма Лайонса, Уильяма Хейнса, Роберта Найта и Тома Джонса через кооперативный творческий порыв в этот просвет времени.
Комментарий суда к этому абзацу: исходя из представленных данных, писем, заявлений, трибунал признает C-Type творением Малколма Сэйера. Срок защиты Ягуар C-Type действителен в течение 70 лет со денька погибели создателя Малкома Сэйерса. Потому что он погиб в 1970 году, срок защиты прав автора на Ягуар C-Type не истёк и продолжает действовать в наши деньки.
Форма кара Ягуар C-Type оригинальна и принадлежит создателю либо создателю, как умственное творчество. Создатель Ягуар C-Type, создавая своё произведение, выразил через него свою особенность и творческие возможности. Ягуар C-Type — это физический объект, предмет искусства; он имеет вид, который быть может идентифицирован с достаточной точностью и объективностью. Таковым образом, этот дизайн попадает под охрану как произведение искусства.
Произведение искусства припарковано на одной из улиц в Лондоне
Недозволено, но если весьма охото, то можно (с)
Необходимо отметить, что у 1-го из топ-менеджеров JLR в гараже стоит собственная копия C-Type, а высказывания данной для нас и остальных исторических моделей Ягуаров употребляются консульством на разных мероприятиях. Наиболее того, один из дилеров в Штатах дает кит-комплекты для постройки реплик, не говоря уже о «придворных» компаниях, которые выпускают такие авто в протяжении десятилетий (Lynx, Ecurie Ecosse, и т.д.)
Энтузиасты марки связывали обвинение с планами Ягуар Land Rover Classic выпустить серию «Continuation» к 70-летию победы в Ле-Мане. 8 «усовершенствованных» копий C-Type, построенных вручную по старенькым чертежам с ценой за экземпляр от 1 до 2 млн. фунтов (100-200 млн. рублей зависимо от опций).
Салон нового-старого C-Type
Как это обычно бывает, все экземпляры были проданы собирателям ещё до старта работ. Один из членов британского Ягуар Enthusiasts’ Club лицезрел 1-ый кар из серии и произнес, что ничего исторического в нём нет, различаются как детали салона, так и шасси, а экземпляр шведов выполнен на наиболее высочайшем уровне. Для тех, кто считает, что 2 млн. фунтов это безрассудно много для высказывания C-Type, предлагаю пару снимков экрана с ценами на уникальные авто.
400 млн за уникальный C-Type в Штатах, да и это не предел650 миллионов рублей за этот аутентичный экземпляр!
Мало фото самого драгоценного C-Type сейчас.
Но вернёмся к судебным материалам.
В которой-то момент звучит весьма увлекательная и принципиальная в рамках данного разбирательства фраза:
"С 1951 года Ягуар C-type был известен как один из самых знаковых каров Ягуар. Они продавались клиентам и с тех пор не было ни одной претензии о нарушении прав автора."
Сейчас есть. Это то, что стращает автолюбителей больше всего.
Один из авто историков, которого наняли JLR для роли в процессе обвинения, делал ставку на неповторимый дизайн C-Type и произнес в суде, что это 1-ый серийный гоночный кар с цельными крыльями. «Диванные специалисты» в комментах из соц сетей сходу же вспомянули такие модели, как Ферарри 166 MM Barchetta, которая возникла на пару лет ранее, чем C-Type, и кар марки, опережавшей время на несколько десятилетий – Bugatti Type 57G Tank, завоевавший 1-ые места в том же Ле-Мане ещё в 1937 и 1939 годах. Тут жалко не только лишь Жана Бугатти, который спустя пару недель опосля победы разбился на той машине, да и команду защиты в суде, не упомянувших эти модели.
Ферарри 166 MM BarchettaBugatti 57G по прозвищу TankРеплика Бугатти, построенная неподалеку от Оксфорда
Туманное будущее из Альбиона
Что могли сделать возражение ответчики против авто-гиганта и нанятой им толпы адвокатов? Стратегия защиты строилась на том, что модель кара не может считаться произведением искусства, права на его дизайн НЕ принадлежат JLR и они НЕ планировали выпускать доп экземпляры для реализации. Но, веб-сайт компании Creare гласил о оборотном. Трибунал признал, что модель C-Type попадает под закон о авторском праве и удовлетворил иск «англичан», обязав пару из Швеции убить их реплику и выплатить JLR 450 000 фунтов (~47 млн. руб). Карл Магнуссон был обязан реализовать несколько каров из его коллекции (кое-где пишут, что все, но точную информацию отыскать не удалось), чтоб продолжить борьбу и подать апелляцию. Ведь в юриспруденции один таковой вариант может стать положительным примером для остальных авто-производителей, а внедрение реплик исторических каров, построенных своими руками, рискует стать кое-чем нелегальным.
Чтоб не заканчивать на печальной нотке, выложу фотографию, где я на Даймлере преследую C-Type в Швейцарии)
Таковая вот история.
Источник: