Пожалуй, одним из самых сложных участков арктической экспедиции 2021 был именно переход по льду Северного Ледовитого океана.
Я уже рассказывал про село Юкагир — это единственный населенный пункт Республики Саха (Якутия), находящийся на побережье Северного Ледовитого океана. Стоит на берегу моря Лаптевых почти на 72° северной широты. Сюда нет никаких регулярных авиарейсов.
Вертолёт местные жители заказывают только когда набирается определённое количество людей для перелёта. Зимой добраться до Юкагира можно лишь по льду моря. Ближайшее место, где заканчиваются зимники, это посёлок Нижнеянск в низовье Яны. Отсюда до Юкагира около 150 километров по нестабильному солёному морскому льду через торосы и трещины.
Раз в год, обычно это бывает в конце марта, в посёлок завозятся грузы первой необходимости: топливо, уголь, продукты питания. В связи с трудностью прохождения, собирается конвой, где первыми идут тракторы, а за ними грузовики, которых, рассказывают, собиралось до 200 единиц. Их путь ещё длиннее, так как они не пересекают многочисленные заливы моря, а идут вдоль береговой линии.
Мы проехали в Юкагир придерживаясь снегоходных следов. Этот путь короткий, но неизбежно проходит через живые трещины. Нас о них предупреждали местные и советовали идти вдоль берега, но мы не могли не попробовать и двинули напрямую даже не смотря на то, что была ночь.
Сам выезд на лёд уже сам по себе волнителен — ты съезжаешь с твёрдой поверхности материка на нестабильный арктический лёд. Под машинами бездонная глубина северных морей, вокруг ни души и постоянный штормовой ветер вперемешку с морозом, пронизывающий беспощадно всё живое до костей.
На пути было два ледовых разлома. Хотя их бывает больше. Трещины были шириной местами больше метра. Найдя самое узкое место, мы закидали провал кусками льда и наста и поочерёдно перевели машины. На фото и видео ниже видно, как сильно загружены задние оси машин — перед проходит без проблем, а зад тонет.
Первую машину вытянули лебёдкой, пробурив отверстие во льду и воткнув туда пешню (ломик для колки льда). За неё и залебедились. Вторую машину цепляли уже за первую. Обратно прошли своим следом, опять закидав вновь разошедшиеся трещины. Но в этот раз переправа нас выдержала и прошли без лебёдок.
На переезд ушло около часа слаженной работы. Благо, с психологической обстановкой в команде всё хорошо, все матёрые путешественники и профессионалы своего дела, что меняет обстановку в корне.
Источник: