Сегодня мой рассказ будет о самом первом послевоенном мотоцикле КМЗ — К1Б "Киевлянин". Совсем недавно завершилась реставрация данного экземпляра и у меня появилась возможность показать не только как выглядел "Киевлянин" в 1949 году, но и как он ездил. Полностью «оживить» мотоцикл авторы проекта решили к 75-летию Киевского мотозавода (КМЗ), которое отмечается в этом году.
Процесс реставрации занял долгих 9 месяцев, так как необходимо было найти недостающие оригинальные детали. Мастерской AC Heritage удалось воссоздать этот мотоцикл на 95% из комплектующих того времени. Самое удивительное, что данный экземпляр до сих пор числится на учете и может ездить по дорогам. А любители ретро мототехники теперь смогут услышать звук работы этого мотоцикла, либо посмотреть на видео.
Давайте сразу определимся с терминами. Почему, К1Б я называю мотоциклом, а не мопедом? Формально, да, он имеет двойной привод: педальный велосипедного типа на заднее колесо и второй от двигателя и корректнее его называть "мотовелосипедом". Однако в те годы, такого термина не существовало и в заводской инструкции и книгах издательства Машгиза К1Б называют именно как "мотоцикл". Да и кубатура у него далеко не мопедная — почти 100-кубов.
Легкий мотоцикл КМЗ К1Б "Киевлянин" является почти полной копией немецкого мотоцикла Wanderer Sp1 образца 1936 года и выпускался на КМЗ с 1945 по 1951 год. В первые три года он комплектовался 98-кубовым двигателем фирмы Sachs мощностью 2,3 л.с. с 2-скоростной коробкой передач, производство которого к 1949 году было полностью освоено в Киеве. Данный экземпляр был выпущен уже полностью на советских агрегатах.
К1Б стал самым первым мотоциклом, выпуск которого освоили в СССР после окончания войны. Первые 10 экземпляров (предположительно еще К1А) Киевский мотозавод изготовил в декабре 1945 года. Для этого на территорию бывшего бронетанкового завода №8 было перевезено оборудование, инструмент, чертежи и комплекты немецкого предприятия Wanderer Werke (г. Хемниц). Всего 295 вагонов. Комплектующие также поставляли из Германии еще целых 3 года в счет репараций за ущерб нанесенный во время войны.
Выпуск 30000-ого К1Б в декабре 1951 года
Всего одиночных мотоциклов К1Б было выпущено 30 тыс. шт. Последний сошел с конвейера КМЗ в декабре 1951 года, после чего завод был переведен на выпуск тяжелых мотоциклов с боковой коляской М-72.
Помимо одиночных мотоциклов, КМЗ на агрегатах семейства К1Б еще выпустил около 18 тыс. 3-колесных мотоколясок для инвалидов К1В, спортивные версии К1Б-С и К1Б-К, а также грузовые трициклы К1Г. Не смотря на скромные объемы выпуска "Киевлянины" периодически попадаются от Владивостока до Львова и от Мурманска до Ташкента. Не смотря на довольно надежную конструкцию, К1Б имел очень небольшой ресурс. И поэтому до наших дней дожили лишь считанные единицы таких.
По предварительным оценкам, на территории Украины комплектных экземпляров осталось не более полутора десятка, а на ходу из них лишь 5-6 штук. И один такой мотоцикл теперь вернулся обратно в Киев.
Источник: