Я обещал рассказывать о редких моделях мототехники. Сегодня будет именно такая. Вы когда-то слыхали про Верховину-1? Уверен, что большинство вспомнят только Верховину-3.
Перед вами — оригинальный самый первый 2-скоростной мопед львовского мотозавода — ЛЗМ МП-043. Его еще неформально называют "Верховина-1". Теперь раритет не только выглядит, как с завода, но и прекрасно ездит.
Ранее я уже рассказывал, что производство мототехники во Львове началось в 1958 году на базе велосипедного завода. Первой моделью был мотовелосипед ЛВЗ В-902, конструкцию которого разработали в Харькове.
Но уже в 1964 году во Льве был разработана и запущена в производство собственная модель односкоростного мотовелосипеда ЛЗМ МВ-042 "Львовянка".
К середине 60-х во Львове разработали и первую 2-скоростную модель мопеда МП-043, производство которой началось в 1967 году и длилось всего год.
Мопед МП-043 получился очень необычным: он имел рубленные формы, два топливных бака и капот, закрывающий двигатель. При этом, МП-043 мог разгоняться до 50 кмч и имел вес 48 кг.
Мопед комплектовался двигателем Ш-51К мощностью 2 л.с. и имел 2 передачи с переключением на руле. Запуск двигателя осуществлялся с помощью педалей, но в отличие от односкоростных мотовелосипедов, приводить в движение мопед мог только двигатель.
В 1968 году стоимость МП-043 была 190 рублей.
Любопытно, что во время своего производства мопед МП-043 не имел собственного имени. А уже в 1970-м, когда Львовский мотозавод запускал в производство новую модель МП-048, которая получила имя "Верховина-3", цифра "3" обозначала третий по счету 2-скоростной мопед. Таким образом, на заводе задним числом дали модели МП-043 неформальное имя "Верховина-1". Как выглядела "Верховина-2" можете посмотреть здесь.
Экземпляр ЛЗМ МП-043 из коллекции AC Heritage был найден в Черниговской области, где он долгое время пролежал на чердаке сарая. Это и сохранило данный мопед в полном оригинальном состоянии. Как он выглядит сейчас и ездит, — можно посмотреть на видео.
А тем, кому интересна тематика ретро мотоциклетной техники, могу порекомендовать вот такие мои публикации:
Мотоциклы Победы. Как у Красной Армии появились военные мотоциклы
Наше наследие: Каким был прародитель всех мопедов СССР
Каким был самый первый советский Harley-Davidson
Каким был ранний мотоцикл КМЗ К-750
Чем же отличались Карпаты-Спорт от обычных Карпат
Какой мопед был у Сыроежкина? 40 лет фильму "Приключения Электроника"
Как менялись эмблемы Львовского мотозавода за всю историю
Наше наследие: Почему название мопедов «Верховина» заменили на «Карпаты»
Какая была первая собственная разработка у Львовского мотозавода
Наше наследие. Почему подростки так хотели мопед «Верховина-6»?
Тест-драйв мотоцикла Днепр Винтаж: Финальный отсчёт
Перевоплощение: 10 невероятных кастомов из старых советских мотоциклов
Источник: