Тут на днях Илья Дровнин, он же Diphoto опубликовал запись «Посчитал реальную себестоимость автопутешествий и был потрясен цифрами. Оказывается это супер дорого!». Я лишь хотел указать ему на некоторые неточности, но на середине дискуссии был отправлен в черный список. Ну что ж, придется всё-таки донести свои мысли. Жаль, что делать теперь это придется на весь DRIVE2. Я такие холивары не очень-то и люблю, но что поделать.
Красивый закат для умиротворения
Для начала по спорным пунктам из главной записи. И да, я не буду делать пересчет – я просто укажу на довольно грубые ошибки в методологии:
07. Если машина у нас уже есть и используется круглогодично, значит некоторые платежи автомобиля на путешествие распространять некорректно.
Объясню почему. Например, периодическое ТО (не путать с техосмотром). Оно как правило укладывается в промежуток 10-15 тысяч километров, либо 1 год. А что это значит? Это значит, что в него укладывается 2 или 3 путешествия по те самые, указанные автором, 5000 км. А значит возникает два варианта:
Вариант 1. Наши пробеги существенно меньше межсервисного интервала и путешествие этот интервал существенно не изменило. В таком случае учитывать стоимость сервиса – некорректно. Ибо эти деньги будут всё равно потрачены независимо оттого было путешествие, или нет. Хотя можно "размазать" по дням — разделив сумму ТО на 365 и умножив на 14.
Вариант 2. Наши пробеги приближены к межсервисному интервалу. В таком случае да, будет справедливо учесть стоимость ТО в стоимость путешествия исходя из того какую долю от межсервисного пробега занимает путешествие (половину при интервале 10тык и треть при интервале 15тык) и какой номер ТО мы будем делать в этом сезоне (может просто масло-фильтры, а может ещё и свечи, тормозуху и топливный насос)*.
08. Амортизация автомобиля посчитана неправильно. Во-первых 5000 км практически не скажутся на потере цены, в отличии от потери цены от года выпуска. Здесь вообще будет логично использовать линейную амортизацию из начальных курсов экономики, а не изобретать велосипед, подобно тому как делают хозяева дешевых гостиниц пытаясь наколоть клиента непрозрачными платежами.
Считается она очень просто: берем цену, которую мы заплатили за авто, от этой цены отнимаем цену, за которую мы планируем продать авто. А полученную разность делим на общее количество дней использования. Ну а потом умножаем на число дней в путешествии (у автора это 14 дней). Но опять же — корректно ли вообще считать амортизацию повседневного авто от путешествия? На мой взгляд — нет. Другое дело, если автомобиль у нас исключительно для путешествий.
Академическая формула как есть
Учитывать же страховку, техосмотр (не путать с ТО) и транспортный налог в данном случае смысла особого нет – ибо всё равно эти платежи БУДУТ заплачены независимо от путешествия. Потому что автомобиль у нас – ежедневный. И автор сам виноват, что в самом начале сам же и ввел это ограничение.
Максимум что можно притянуть за уши: разделить стоимость всех этих годовых платежей на 365 и умножить на 14 (т.е. "размазать" по дням). Ну да ладно, едем дальше.
11. Снаряжение делится на две категории: то, которое полностью «уйдет» за путешествие (например, туалетная бумага) и то, которое может использоваться достаточно долго. Если снаряжение многоразовое – используем линейную амортизацию, описанную выше.
Выше описаны те пункты, с которыми автор либо слукавил, преследуя какие-то свои цели, либо же ошибся из-за незнаний того как правильно амортизировать средства.
*Ну и последнее. Возвращаясь к межсервисному обслуживанию. Если пробеги реально большие, да и машина уже проверена временем. То хозяин машины знает через какое время, что и за какую сумму ей менять. И если такие знания есть, то можно просто определить максимальный цикл обновления (т.е. пробег, на котором «в круг» будут заменены все расходники от масла, до привода ГРМ**), далее набежавшая за все эти работы сумма делится на этот пробег и получается реальная цена 1 км без учета амортизации конечной цены автомобиля. Ну а далее мы эту цену просто умножаем на протяженность путешествия.
**Забавный нюанс в том, что в современном мире редко кто первым владельцем «выкатывает» весь цикл. Но здесь опять же можно рассчитать примерно исходя из своих пробегов на одной машине. Именно поэтому я не брался считать в деньгах – я лишь показал ошибки в методологии, которые допустил Diphoto.
Источник: