Этот день в Перми был особенным — группу журналистов пригласили на завод АО "ОДК-Пермские моторы", чтобы посмотреть, как собирают современные российские авиационные двигатели.
Сразу скажу, поснимать в цехах завода, по своему размеру напоминающему скорее городской квартал, не удалось, ни на фотоаппарат, ни на телефон — все это под строгим запретом.
Тем не менее, удалось сделать несколько снимков на телефон в заводском музее, экспозиция которого крайне любопытна. Попасть сюда с улицы невозможно, во всяком случае, на сайте предприятия никакой информации о посещении музея нет. Но, уверен, экскурсии проводятся, если знаете, как на них записаться — обязательно напишите в комментариях.
История предприятия уходит к самому началу советского авиастроения.
АО "ОДК-Пермские моторы", входящее в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», было основано на базе крупнейшего отечественного производителя авиационных двигателей, основанного в Перми в 1934 году как Моторостроительный завод №19 им. Сталина (позднее — им. Свердлова). Портрет Сталина висит на стене в одном из первых экспонатов — исторической реконструкции кабинета директора завода Иосифа Побережского.
Как известно, в тридцатых годах в СССР не было производства современных авиационных двигателей, и именно Завод №19 должен был стать лидером отрасли. Вместе с техдиректором, знаменитым авиаконструктором Аркадием Швецовым, Побережский отправились в США, чтобы найти технологического партнера. Главным партнером стала компания "Кертис Райт".
Таким образом, первенцем моторостроения на 19-м заводе стал 9-цилиндровый 635 сильный звездообразный поршневой мотор М-25 «Циклон», который делали по лицензии американской фирмы «Кёртис Райт». На освоение производства ушло менее двух лет.
Двигатель М-25 во всей красе. Мощность модификаций составляла от 635 до 775 лс. Такие ставили на самолеты И-15.
А это первый мотор полностью самостоятельной советской разработки — 100-сильный М-11. Этот двигатель выпускался с 1929 по 1940 годы, и предназначался самолетам У-2, УТ-1, УТ-2, АИР-6, Ше-2, Ш-2.
Во время ВОВ мощность завода увеличилась вдвое, а объем производства — аж в три раза. За годы войны завод выпустил почти 32 000 авиационных двигателей, которые устанавливали на боевые самолеты Ла-5, Ла-7, Су-2 и Ту-2.
1000-сильный поршневой двигатель АШ-62ИР ставили на Ли-2 и Ан-2.
Двухрядный поршневой АШ-82 выпускался в модификациях от 1540 до 1900 лс, его ставили на самолеты Ла-5, Су-2, Ту-2, Ил-12, Ил-14, Ла-7, вертолеты Ми-4, ЯК-24.
Послевоенный рост предприятия был сопряжен с развитием новых технологий — жидкостных ракетных двигателей, редукторов для вертолетов.
Центробежный турбореактивный двигатель ВК-1 ставили на МиГ-15, МиГ-17, Ту-14, Ил-28.
Турбовинтовой двигатель АИ-20К развивал 4000 л.с., такие устанавливали на самолеты Ан-12, Ан-10 и Ил-18
Именно тут впервые в СССР начали серийно делать двухконтурные газотурбинные двигатели: Д-20П (для Ту-124),
Д-30 (Ту-134),
ТВ2-117 (Ми-8).
Ближе к рубежу веков, на заводе запускали в серию все новые и новые агрегаты. Стоит особо отметить двигатели семейства ПС-90А. ПС — это авиаконструктор Павел Соловьев. ТАкие двигатели ставили на самолеты Ил-96-300, Ту-204, Ту-214, Ил-76). К слову, самолет Президента России также оснащен такими двигателями.
Вентилятор двигателя ПС-90А
Без титана в авиастроении все еще никуда
Маршевый двигатель МД-120 для беспилотника. Разработка ГП МКБ «Гранит». 120 л.с. при весе в 35 кг.
Тут стоит отметить, что, конечно, девяностые годы, когда самолеты в стране фактически не делали, предприятие успешно пережило за счет диверсификации — созданные инженерами газотурбинные установки мощностью от 2.5 до 25 МВт теперь широко применяются в качестве привода нагнетателей газа в составе газоперекачивающих агрегатов, , или в качестве привода генераторов в составе газотурбинных электростанций. Подобные установки работают на стратегических газопроводах "Бованенково-Ухта", "Ухта-Торжок", "Северный Поток", "Сила Сибири".
Так выглядели девяностые на заводе:
Следующим шагом стала разработка и серийный запуск принципиально нового авиационного двигателя ПД-14 для нового российского авиалайнера МС-21. Технологии нового двигателя представлены в музее в ограниченном, но значимом масштабе — разработанные отечественными специалистами лопатки служат гораздо дольше всех своих предшественников.
Сейчас в АО "ОДК-Пермские моторы" работают над проектом сверхмощного двигателя ПД-35 для перспективного широкофюзеляжного самолета, а также двигателя ПД-8 для нового поколения Сухой Суперджет 100 NEW — в рамках программы импортозамещения. Предприятие растет и развивается.
Возможно, однажды в Перми снова начнут производить тысячами авиационные двигатели для российских самолетов. По крайней мере, мне очень хочется в это верить.
А вы что думаете на этот счет? Буду рад вашим комментариям и дополнениям!
Смотрите также — другие мои репортажи из различных музеев и коллекций:
— Знаковые автомобили СССР в Музее Задорожного. ЗИС-115 Сталина, ЗИЛ-111В Гагарина, кортеж Ельцина и многое другое
— Где найти настоящие танки и полугусеничные машины времен ВОВ на ходу? Музей Задорожного в Медыни, часть 2
— Истребители в поле, прикосновение к истории и двойное крушение коптера. Музей Задорожного в Медыни, часть 1
— Музей трамваев и троллейбусов в Нижнем Новгороде
— Музей мотоциклов и отель в автосервисе. По дороге кормим турбокитайца 92-м.
— Запасник завода Opel в Рюссельсхайме. Часть 2. Парадные концепты и монстры подземелья
— Запасник завода Opel в Рюссельсхайме. Часть 1. Исторические автомобили
— Ржавые генераторы воображения. Музей "Автокомбинат"
— Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда
— Музей Skoda — самой старой марки концерна VAG
— Военно-Технический музей в Ивановском, часть 2. Уникальные вездеходы, амфибии, шнекоход и экранолет, которые оказались никому не нужны
— Военно-Технический музей в Ивановском, часть 1. Лазерный танк, двигатели от немецких подлодок, героизм советских летчиков и катание на броневике
— Ижевский автозавод: Путь от АК-47 до Lada Vesta и классные прототипы, которые так и не попали на конвейер
— Как автохлам, барахолка и наглость затмили раритеты: Олдтаймер-галерея в Сокольниках
— Уникальные концепт-кары прошлого на Женевском автосалоне 2018
— Эстонский авиационный музей
— Автомузей "Сочи Автодрома"
— Автомузей "Легенды СССР" на трассе М4
— Секретный музей тракторов в Австрии
— Музей Cadillac в Венгрии
— Автомузеи Иваново, часть 2
— Автомузеи Иваново, Часть 1
— Автомузеи г. Мышкин
— Музей на базе ШПУ ядерных баллистических ракет «Двина» (Литва)
— Частный музей и гараж реставратора Эдгара Гасунса (Латвия)
— Музей дорожной техники в Латвии, часть 1
— Музей дорожной техники в Латвии, часть 2
— Филиал Рижского мотормузея в г. Бауска, часть 1
— Филиал Рижского мотормузея в г. Бауска, часть 2
— Кладбище "Рафиков"в Латвии
— Музей-кладбище автомобилей в Грузии
Источник: