Новинка 2021 года, представленная на петербургском ретропараде в этом мае — бело-красный Ikarus-255.70 1975 года постройки. Это старейший из "двухсотых" Икарусов в стране, спасённый пять лет назад в Тверской области, близ Завидова. Машина эта, как часто бывает с экспонатами "Пассажиравтотранса" — трудной судьбы: для начала можно сказать, что и музей приобретал "Икаруса" не как потенциальный экспонат, а как донора запчастей. Но ему повезло: 255-й урвал ещё одно право на жизнь. Впрочем, обо всём по порядку
Май 2021. Выходит из парка на парад
В начале 70-х у "Икарусов" сменилось поколение: от модели "55", ставшей по сути первым бестселлером марки, решено было уйти. На замену как ей, так и другим устаревшим морально автобусам марки разработали принципиально новое семейство Икарусов — то, что мы знаем как "двухсотую" серию, которую ждал по-настоящему мировой успех. Это была более чем прогрессивная на момент появления конструкция, главной фишкой которой была "модульность": из унифицированных элементов можно было скомпоновать автобус любого класса и назначения.
Таким мы его нашли в продаже. Состояние, особенно самозакоп в землю, оптимизма не внушали совершенно…
Флагманская междугородняя модель "250" получилась не в меру дорогой и богатой: это был 12-метровый, щедро оснащённый лайнер на пневмоподвеске и с мощным мотором. Большинству потребителей такая машина была попросту не по зубам — как по части покупки, так и по части эксплуатации. Поэтому вдогонку и пошёл в производство упрощённый автобус "255". Короткий Ikarus-256 на пневматическом ходу же "вызрел" позже собратьев — он встал в производство в конце 70-х.
Плоская приборная панель. Это не самый ранний её вариант, но фишка машин первой половины 70-х
Принципиально Ikarus-255 был, по сути, переходной моделью от старой "Сигары" к новейшей на тот момент "200-й" серии. От актуального семейства 255-му достался суть укороченный кузов междугороднего лайнера "250", а от предшественника — прежнее рессорное шасси, без пневмоподвески. Такие машины как раз и требовались в регионах с плохими дорожными и климатическими условиями, да и гаражам со слабой рембазой. Узнаёте, о какой стране речь идёт в первую очередь?
Первое документально подтверждённое место прописки нашего героя — Ямал, славный город Надым: именно там в середине 90-х был выдан его актуальный техпаспорт. Такие "255" поставлялись в распоряжение Миннефтегазстроя как вклад Венгрии в постройку газо- и нефтепроводов, и служили они при нефтегазовых месторождениях и крупных стройках. Они несколько отличались от собратьев, поступавших в пассажирские автопредприятия всего СССР: автобусы Миннефтегазстроя были целиком малинового цвета, с четырёхфарной облицовкой и кое-какими отличиями в интерьере.
Вторым известным местом работы стала Москва: в 2003-м "Икарус" был поставлен на учёт новым владельцем из Одинцова. При нём машина и обрела столь странное остекление: однажды хулюганы вынесли все стёкла по правому борту, а для ремонта счастливый обладатель подмутил в Филёвском автобусно-троллейбусном парке горстку окон от списанных городских Икарусов. А так как окна у Икарусов, как правило, разнокалиберные, то с одной модели на другую подходили они так себе. Но это — не беда: ради их внедрения тогдашний владелец сообразил широченные стойки, приваренные поверх родных. Машина стала выглядеть своеобразно, но вновь была готова к работе.
Уже через полтора года, в 2005-м, машина досталась очередному владельцу: её купил частный предприниматель из Тверской области, который стал активно эксплуатировать Икарус на местных междугородних линиях. Но к рубежу 10-х столь древний автобус уже потерял бодрость духа и актуальность для работы, и поэтому однажды он своим ходом приехал к дому хозяина в посёлок близ Завидова — и больше в рейсы не выезжал.
Вай-фай-нано-кувалда — для шиномонтажа после простояС техпомощью привезли свежую резину — взамен задубевшей за годы простоя
А в 2016-м машину нашли мы, бродя по объявлениям: вросший в землю, очень грустного вида Икарус торговали за сравнительно небольшие деньги, в духе цены топового смартфона. В том состоянии, в котором он пребывал на фотографиях, машина могла приглянуться разве что металлистам — и это не те металлисты, что с хаером и в коже. До кучи, Икарус крепко сидел в грунте, и для его эвакуации потребовалось помахать лопатами, прежде чем цеплять к тягачу техпомощи.
Салон на момент осмотра зачехлён. О сюрпризе в виде модной обивки под чехлами мы ещё не знали…)Часть сидений развёрнута vis-a-vis
Правда, "255-м" музей к тому моменту уже успел разжиться: очень хороший кузов, переваренный и окрашенный прежним владельцем, команда "Пассажиравтотранса" уже раздобыла за год до этого на Кубани, в Усть-Лабинске. Правда, у усть-лабинской машины, выпущенной для Германии, был "неправильный" салон — для пригорода, с городскими стульчиками, как на примерно половине "немецких" 255-х.
Поэтому перспектива музеефикации ещё одного Икаруса-255 была для нас неочевидна: музею в первую очередь нужен был хороший кресельный салон к уже имеющейся машине. А то, что бонусом к сиденьям идёт остальной автобус — так в кулацком хозяйстве всё пригодится!
Лучший друг музейных автобусов — сочинский эвакуатор АП-1. Его покупали для обслуживания Олимпиады — оттуда и 123 регион
Осенью 2016-го автобус эвакуировали с места казавшегося вечным прикола, и даже публично заявили о намерении его разбирать, но… Икарусу повезло: в 1-й автобусный парк, где базируется музейная команда "Пассажиравтотранса", наведался гендиректор предприятия, Андрей Лызин. Между делом осмотрев приобретённого донора, он распорядился: а почему бы не дать интересной машине право на жизнь? Тем более, что артефакт оказался по-своему уникальным: более старых собратьев по модели в нашей стране попросту не осталось. Говорят, нет их и за рубежом.
В музейном запаснике АП-1
Работы поручили тому же 1-му парку, но не музейной бригаде, которая занимается сложными проектами типа Икаруса-55 или ЗИС-155, а той части сотрудников, которые занимаются обычными линейными машинами. Реставрационная бригада, во-первых делает техинку вдумчиво — а значит, намного медленнее, а во-вторых — и без того загружена работой на долгие годы вперёд.
Икарус отдефектовали и удивились: внутри он оказался вполне крепким, и силовые элементы фермы у него практически не болели — видимо, на Севере машина не видела соли, а в Москве машина отработала всего с год. Поэтому ферму всего лишь очистили и отгрунтовали — большего объёма работ, при казавшейся мрачности автобуса, ему не потребовалось.
После этого — Икарус снова обшили металлом, загрунтовали и окрасили. Схему выбрали в соответствии с реальными фотографиями ленинградских 255 соответствующего года — да ещё и так, чтобы он не был похож на эстонского братца, каждый год приезжающего в гости на парад.
Панель передка с лючком приехала вместе с донором — грузовиком техпомощи из ПсковПАТа
Необычный красно-чёрный салон — совсем не характерный для Икарусов — решили перешить целиком и в прежней гамме: за годы эксплуатации, особенно на межгороде, машина крепко подустала. Разными приятными мелочами автобус снабдили уже музейщики, подключившиеся к процессу под его завершение.
Учитывая, что машина приехала на место прикола своим ходом, и до момента эвакуации оставалась комплектной, в АП-1 решили попробовать реанимировать имевшийся на ней двигатель. Его на всякий случай перебрали: мало ли как поведёт себя ДВС после долгого простоя, и по какой технической причине она встала под забор? Ставка сыграла: автобус остался при своём сердце, без необходимости добывать ещё один мотор. Хотя медведя он, конечно, даёт.
Заканчивали восстановление Икаруса авралом буквально за пару дней до парада: до последнего было неясно, будет ли возрождённый "255" в принципе способен выехать за ворота в день Икс. Потому он и поехал с табличками "Пассажиравтотранс" на месте госномеров: парад проходит по согласованной трассе и с сопровождением. Дело в том, что показывать автобус в МРЭО в том состоянии, в котором он достался, было бы по меньшей мере странно, а в приличном виде — не успевалось.
Теперь музейщики петербургского ПАТа занимаются как раз вопросами легализации: тем более, что автобус музею передали с полным комплектом бумаг, снятый с учёта в тверские транзиты. На днях Икарус поедет проходить официальный техосмотр: это один из первых его шагов "на легальное положение". Дальше — оформление ОСАГО и постановка на учёт.
Момент истины — выезд за ворота АП-1 на парад
Немалым соблазном было чуточку состарить машину, наделив её приятным и редким ништяком ранних автобусов: эмблемой старого образца в виде отдельных букв Ikarus по всей передней крышке. Более того, я сам был сторонником этого. Но было решено в итоге оставить эмблему, соответствующую конкретно этой машине — привычную нам "косую" надпись Ikarus, которая и появилась на 255-х 1975-го года постройки.
По дороге на парадВыставка после ретропарада
В любом реставрационном проекте есть автомобили-доноры — менее счастливые собратья будущего глянцевого экспоната. Но бывает и так, как вышло с "завидовцем" — только в силу счастливого случая донор получил право на жизнь. Теперь он — уже не набор запчастей плюс несколько тонн металла, а вполне себе музейный экспонат, участник парадов и любимец публики.
И на этом у меня на сегодня — всё. До встречи на следующей остановке!
Напоминаю про наш весёлый телеграм-канал о старых автобусах и других ржавых железках.
P.S.: А его кубанский братец — на подходе: его тоже взяли в работу, но быстрее справились с заведомо более мрачным тверским (=
P.P.S.: Буквально в этом июне салон для "кубанца" таки приобрели — его нашли на ещё более мрачной машине без бумаг, которую дербанили в Вологодской области.
Источник: