Для большинства путешественников Кавказ ассоциируется с Эльбрусом. Это, конечно, не удивительно – статус высочайшей вершины Европы подкреплён довольно развитой туристической инфраструктурой. Такое сочетание привлекает сюда толпы туристов. Но…
Незаслуженно забытым остаётся Фишт-Оштеновский горный массив, который, собственно, «открывает» Главный Кавказский хребет с запада.
Наш новый питомец и Оштен на горизонте
Именно к нему мы и отправились, как только в нашей семье появился Динозавр (TLC80). Мы выбрали два свободных дня, закинули в машину «чёрный чемоданчик» с запасами провизии, спальники и поехали туда, где не были с 2015 года!
4х4 only
Впервые на Матук мы поднялись ещё во время своего первого знакомства с Кавказом на ГорЫнЫче (Nissan Patrol Y61). Уже тогда, несмотря на подготовку машины и наш опыт в off-road гонках, дорога на нагорье не показалась нам обыденной…
Путь наверх начинается с главной улицы Гуамки, которая ведёт основной поток гостей хутора к станции узкоколейки. Чудом уцелевший в неравной борьбе с рентабельностью, временем и горными катаклизмами участок железной дороги не так давно превратили в популярный туристический аттракцион! Небольшой состав ежедневно (кроме вторника) катает всех желающих по живописному Гуамскому ущелью под аудиосопровождение интересной экскурсией о горах Кавказа.
Но нам, чтобы встать на нужный трек, главное было не проскочить еле заметный и ничем не примечательный поворот. Здесь, миновав последние на пути оплоты цивилизации – пара жилых дворов, дорожка уходит в лес.
Сначала под колёсами хрустит россыпь гравийки. Практически сразу начинается набор высоты, хотя по началу заметить это можно скорее по навигатору, нежели по ощущениям – подъём очень пологий.
Первая часть пути пролегает по лесу
Этот участок спокойно преодолеет большинство легковушек, а совместив поездку с небольшими пешими прогулками, даже можно добраться до нескольких смотровых площадок на окрестные каньоны. Но наш новый питомец явно тут заскучал…
Зато чем глубже в лес уходит дорога, тем, наконец-то, хуже она становится. Периодически она вовсе теряется в затяжных грязевых ваннах или же переходит в участки голых отполированных каменных плит, из которых, собственно, и сложены окружающие горы.
Этот отрезок служит своего рода фильтром – уже здесь без полного привода и хорошего клиренса делать решительно нечего.
А ведь чуть дальше начинаются и первые скальные полочки, где, судя по царапинам на камнях, прикладывается не мало бамперов, порогов или элементов днища. Глядя на самую большую отметину, с ужасом оставалось верить, что у «виновника» была защита, но след из маслянистых капель говорил об обратном…
Вторая половина пути — это альпийские луга
Сказать честно, после дождя на этом маршруте нам очень кстати пришлись и две принудительные межколёсные блокировки на Динозавре. По крайней мере, до того момента, пока они, из-за поломки компрессора, просто не перестали включаться. Слабая станция, которую не так давно поставил для питания пневматических блокировок старый хозяин машины, просто не выдержала нагрузки.
В этот момент волей-неволей задумаешься о целесообразности выбора надёжных комплектующих. Казалось бы, поломка незначительная – сорвало небольшой «лепесток», который не даёт уходить воздуху из станции; но потеря помощников, спровоцированная этим недоразумением, в горах может привести к серьёзным последствиям.
Здесь начинается Кавказ
Тем временем мы выбрались из леса в зону альпийских лугов и вот тут-то дух по-настоящему захватывает! Причём, и от окружающих видов, и от узкой ленточки дороги, извивающейся по горным склонам.
Двигаться дальше получается ещё медленнее, нежели по тому же лесу. Нееет, нас уже мало задерживают в пути боковые уклоны над пропастью, скальные полки на крутых подъёмах. А вот раскинувшиеся со всех сторон горные пейзажи… Они то и дело заставляют нас делать фотоостановки.
Понять же, что мы добрались до цели легко и без карты. Роскошный ковёр из разнотравья в один момент заканчивается обрывом – скала под ногами уходит вниз на сотни метров, а на горизонте в лучах закатного солнца открывается горный триптих.
Это место не имеет названия, но находится между двумя выдающимися вершинами Лагонакского хребта: его наивысшей точкой – горой Житная (1 996 метров) и горой Матук (1 954 метра) с живописным скальным выступом у подножия, известным в народе, как Двухэтажка.
Но несмотря на отсутствие собственного имени – это одно из красивейших мест Лагонакского нагорья! Прямо перед нами открывается потрясающий вид на каньон реки Цице и Фишт-Оштеновский массив.
Фишт-Оштеновский массив в последних лучах закатного солнца
Именно этот массив «открывает» Кавказский хребет с запада.
В самом центре пейзажа красуется гора Оштен. Со склонов этой вершины и берёт начало Цице, прорезая себе дальнейший путь в нагорье живописным каньоном.
Правее Оштена уходят склоны Пшеха-Су, но они скрыты от взгляда более ближним хребтом.
А вот выглядывающий между ними скалистый треугольник – это никто иной, как красавец Фишт! Он является самой западной вершиной Кавказа, имеющей ледники на склонах.
Здесь обитает особое спокойствие – сюда не доносятся ни огни, ни звуки цивилизации, ты здесь воистину наедине с природой. Нам очень повезло с погодой и всю ночь небо горело мириадами звёзд! Но даже несмотря на поздний отбой, проснуться в такой красоте, пусть и с первыми лучами солнца, безцеремонно ворвавшимися в окна спальника, всё-равно безмерно приятно…
Ещё больше рассказов о наших приключениях, подготовке машины и интересных достопримечательностях в моём Инстаграм — nastya.kostyanova
Источник: