Сегодня расскажу про странную находку в нашем путешествии по Сибири и Таймыру.
Шел третий день как мы вышли на север из Норильска на машине. Плато Путорана уже осталось позади, мы нещадно боремся с бесконечным снегом на реках и в лесотундре и вот вдалеке, впервые за 300 километров показался поселок с людьми, островок цивилизации в этой безжизненной тундре.
Тут я примечаю, что недалеко от поселка лежит какой-то странный желтый объект похожий на вертолет. Быстро достал свой дальнобойный объектив и точно!
Легендарная вертушка МИ-8, но в какой — то странной желтой ливрее. Я таких никогда не встречал.
Хватаю фотоаппарат и направляюсь в сторону вертолета. Но не тут — то было. Снега в лесотундре навалило выше пояса и каждый шаг дается с огромным трудом.
Уже практически ползком подбираюсь к вертолету и вижу удивительное — надписью "Аэрофлот".
Вертолетов у "Аэрофлота" нет с начала 1990-х года, когда многочисленные летные отряды УГА (Управления Гражданской Авиации) развалились. И вместо них появились десятки независимых авиакомпаний с флотом советского "Аэрофлота".
Выходит, что этот борт здесь лежит уже без малого четверть века, если не больше.
Хотя, странно как-то лежит, без хвоста. Побродив по округе, нашел хвост в сотне метров от кабины.
Модель МИ-8 настоящий вертолетный ветеран и выпускается он с 1961 года. А еще модель считается самым массовым двух — двигательным вертолетом в мире за всю историю авиации.
За более, чем полувековую историю производства семейства Ми-8 было произведено более 12 тысяч машин в разных модификациях.
Ми-8Т — это транспортная модификация базового Ми-8, до сих пор заняты в гражданской авиации и особенно на Крайнем Севере.
Для десятков или даже сотен населенных пунктов в труднодоступных районах страны, вертолеты — единственный способ связи с внешним миром.
Эти вертушки способны брать на борт до 24 пассажиров или 4 тонны груза и летают они на расстояние до 450 километров.
Настоящие рабочие лошадки местной авиации.
Заглядываю внутрь и вижу какие-то бочки, куски обшивки и разный хлам. Все, что представляло хоть какую-то ценность растащили. Хотя куда отсюда тащить непонятно, вокруг тундра, реки, болота и дикое зверье.
Пробираюсь к кабине пилотов. Похоже, что здесь был пожар.
С разных сторон свисает "лапша" проводов, торчат остатки электронных плат и каких-то рычагов. Все советское, кондовое, сделанное на века и даже десятилетия нахождения в тундре не способны разрушить советскую "микроэлектронику"
Панель авионики и органов управления с места КВС и второго пилота куда-то утащили, наверное на запчасти. Опять же, кому оно нужно в тундре — то?
Спросил у местных жителей о том, что и когда произошло с этим вертолетом…
А никто уже и не помнит — или в конце 1980-х или в 1990-х, давно это было.
Долго искал бортовой номер вертолета, но так и не нашел. А этот номерок раскрыл бы судьбу этой летающей птицы.
Но судя по тому, что хвост отделился от кабины, скорее всего у него была аварийная посадка…
Уже позднее, добравшись до интернета, нашел бортовой номер этой машины — RA-24293 и прочитал обстоятельства инцидента после которого Ми-8 остался здесь навсегда…
09 декабря 1995 г в процессе взлета Ми-8 ночью попадание в условия поднятого винтами вертолета снежного вихря привело к потере экипажем ориентировки. Вертолет начал неконтролируемое перемещение в сторону от вертолетной площадки. Он задел винтом цистерну с ГСМ и упал на землю. Разрушены несущий винт и хвостовая балка. Фюзеляж деформирован. Два пассажира погибли, 11 пассажиров и 2 члена экипажа ранены.
Фактическая погода в момент АП: ветер 270° 7…10 м/с, видимость 7 км, снег, поземка, облачность 10 баллов верхняя, температура -30°С, давление 754 мм рт. ст.
Источник: