Выберешь синий Jaguar, и ты проснешься и подумаешь, что это был сон. Выберешь красный – и я покажу тебе, насколько глубока кроличья нора. А что, если выбора уже нет, и какую бы таблетку мы не выбирали, она окажется электромобилем?
Только честно, что вы думаете об электромобилях? Что они непрактичные, дорогие, проблемные игрушки? Я тоже так думал. Пока не покатался на Jaguar I-Pace, точнее, даже на двух. И этот опыт в корне изменил мое отношение к подобной технике. Настолько, что именно близкое знакомство с электрическим «Ягуаром» стало для меня ключевым моментом при принятии решения о запуске российской версии нашего издания об электромобилях InsideEVs.ru.
Недавно я писал про Porsche Taycan и упомянул, что первым автомобилем легендарного Фердинанда Порше был электрокар, и лишь через полвека свет увидел легендарный Speedster. Получается, что уже сто лет назад ведущие умы автомобильной отрасли делали ставку на электромоторы и лишь из-за примитивности тогдашних аккумуляторов были вынуждены выбрать альтернативу в виде менее привлекательных двигателей внутреннего сгорания.
Десять лет назад электромобили казались шуткой, сейчас уже безысходностью, с каждым годом машины с ДВС кажутся все более и более динозаврами, а технологии производства батарей хоть и далеки от идеала, развиваются невероятными темпами.
Сейчас у каждого уважающего себя бренда есть в арсенале электромобиль, но на нашем рынке представлено не так много таких моделей. И первым серьезным представителем «автомобилей будущего» был именно Jaguar I-Pace.
Во-первых, он красивый
I-Pace мне понравился сразу, во многом благодаря потому, что он выглядит как… автомобиль! Гибриды за многие годы приучили нас к тому, что экологичная машина не может выглядеть так, чтобы на ней хотелось ездить. А на I-Pace сразу хочется сесть за руль, он выделяется даже среди «Ягуаров».
Внешне он смотрится как очень быстрая машина, и это тот случай, когда глаза вас не обманывают.
Вообще это забавный момент, на который еще не все успели обратить внимание. Несколько лет назад автопроизводители поняли, что покупателям нужны только те электромобили, которые могут проехать на одном заряде хоть сколько-нибудь существенное расстояние.
Иными словами, строить электромобиль имеет смысл только с мощной батареей. И тут выяснилось, что если батарея позволяет (а она позволяет), то ничто не мешает поставить к ней в пару мощные электромоторы. Не потому, что так изначально задумывалось, а потому, что могут.
Скорость имеет значение
Как побочный результат, у современных электрических машин отличная динамика разгона. Jaguar I-Pace набирает сотню за 4,5 секунды: не рекорд, но тоже отличный результат! И самое смешное, что это именно побочный эффект от стремления спасти окружающую среду. Мне начинает нравиться экология!
Еще один побочный эффект от использования большой батареи – очень низкий центр тяжести. Настолько низкий, что проблема кренов в поворотах отпадает сама собой. Это позволяет добиться молниеносных реакций на повороты руля.
В обычных машинах как? Ты крутишь руль, колеса поворачиваются, машина начинает крениться и только наклонившись до предела встает на заданную дугу. Тут же автомобиль поворачивает сразу, что роднит I-Pace с от природы низкими гоночными машинами.
В остальном I-Pace – типичный Jaguar. По большому счету это даже не кроссовер, а эдакий большой спортивный хетчбэк повышенной проходимости. Здесь классический салон, напоминающий интерьер бензинового F-Pace, привычные органы управления, типичные для британских машин породистые материалы отделки. Поклонники хай-тека будут даже разочарованы.
Зато пересев с бензиновой или дизельной машины вы сможете пожаловаться разве что на отсутствие привычного, милого сердцу рыка двигателя. Но поверьте, очень скоро вы начнете сами себе задавать вопрос: а чем вообще этот рык мне нравился? Просто поначалу сложно представить себе отменную динамику без звукового сопровождения. Но на самом деле звук и скорость никак не связаны.
Каков шанс, что он внезапно сядет?
Итак, остается главный вопрос: практичность, что в случае с электромобилями означает запас хода и скорость зарядки. Как отмечает, например, небезызвестный Илон Маск, электромобили, которые не способны проехать 250 миль (380 километров) выпускать нет смысла.
I-Pace в теории столько проехать может. Наш коллега по InsideEVs.ru Сергей Иванов утверждает, что проезжал как раз 380, и машина обещала продержаться еще 30 километров. Другие энтузиасты вроде как прошлым летом «дотошнили» на I-Pace на одном заряде от Москвы до Воронежа, а это более 500 километров.
Но одно дело «тошнить», а совсем иное – ездить. С моим стилем вождения я мог бы быть уверен в 250 километрах на одном заряде.
В целом все не так плохо – для электромобилей в Москве бесплатная парковка, а в городе начинают появляться бесплатные зарядки, две из которых стоят недалеко от нашего офиса, поэтому я вообще не испытывал проблем в городе.
Сложность только в том, что все это «медленные» зарядки с переменным током, который бортовая электроника сама должна преобразовать в ток постоянный. У дорестайлинговых машин мощность этого бортового трансформатора не превышала 7,4 кВт, а теперь ее подняли до 11.
Переводя на простой язык, от зарядного терминала у нашего офиса (а таких в центре Москвы уже несколько десятков) I-Pace первых лет выпуска с 0 до 100% заряжается часов за 12, а у новых машин это время сократилось до 8,5.
Много? Конечно! Но видите ли в чем дело. В Москве полностью разрядить аккумуляторы за день почти невозможно, да и частая зарядка до 100% батарее вредна, лучше ограничиться 85%. Так что нескольких часов с воткнутым кабелем в день мне более чем хватало для того, чтобы чувствовать себя уверенно.
Иное дело – дальние перегоны. От мощных зарядных станций I-Pace заряжается чуть больше чем за час, это если приехать с пустой батареей. Иными словами, сделав пару часовых остановок на перекусить и размяться, можно за день доехать на I-Pace от Москвы до, например, Казани.
Вот только таких зарядок в стране почти нет. И это замкнутый круг: зарядок нет потому, что мало электромобилей, чтобы их там заряжать, а электромобилей нет потому, что нет зарядок. Но вроде бы сейчас власти разрабатывают программу поддержки электротранспорта, по которой большая часть инвестиций пойдет как раз на строительство зарядной инфраструктуры.
Поездив почти месяц на Jaguar I-Pace я так привык ко всем его достоинствам – динамичному разгону, лишенному рывков линейному ускорению и прочим качествам, что понял – пора. В семью Motorsport Network входит множество сайтов, в том числе ведущее мировое издание про электромобили. И вот уже год, как оно выходит и в России.
Вы можете выбрать синий I-Pace или красный или, например, зеленый, но вот красную таблетку правды рано или поздно принять придется. От электромобилей нам теперь не деться никуда. А оценив Jaguar с точки зрения ребенка в машине, я убедился, что будущее наших детей точно будет без ДВС. Но о том, что об электрокаре думает моя дочка Марта. читайте в следующем материале.
Источник: