В прошлую пятницу правительство одобрило общенациональный план восстановления экономики. Напомним, в первый раз план был представлен премьером Мишей Мишустиным президенту Владимиру Путину в июле. Опосля этого он дорабатывался. Как новейший план станет вправду спасением экономики, «Собеседник» вызнал мировоззрение доктора экономических наук, экс-министра экономики Рф Андрея Нечаева.
– Очень новейший план различается от июльского?
– Нужно поглядеть, когда они его совсем опубликуют, тогда можно серьезно объяснять. А пока там, быстрее, обычные вербальные инвестиции, как я это называю, что будет технологическое обновление, что на данной базе улучшится ситуация на рынке труда…
– Правительство рассчитывает, что этот план может обеспечить рост ВВП на 3,5% в год, располагаемых доходов населения – приблизительно на 2,5%, инвестиций в главный капитал – на 5% и наиболее, ненефтегазового экспорта – на 3–4% в год…
– Но мне кажется, что суровых оснований для какого-то вправду резкого экономического роста (по последней мере, в наиблежайшее время) нет. Поэтому что платежеспособность россиян просто провалилась, – семь лет понижения доходов и в этом году даже по официальной оценке, 5%. Хотя опросы демонстрируют (и почти все специалисты так считают), что эти числа очевидно занижены. Если у вас нет платежеспособного спроса населения, то рассчитывать на экономический рост очень трудно.
Что касается экспорта, то пока, быстрее, происходит его сокращение. Известны задачи с газом – что некие страны отказались (либо отчасти отказались) от русского газа. Китай закупает не в тех размерах, на которые Газпром рассчитывал. С иной стороны, огромные задачи с «Силой Сибири»: дебет того месторождения, на которое рассчитывали, оказался еще ниже – из-за того, что некорректную технологию употребляли. Короче говоря, экспорт в Китай еще меньше, чем рассчитывали, а это все-же большая позиция русского экспорта. Не говоря о том, что резкое падение цен на газ – на рынках Европы приблизительно на $100 за 1000 кубометров. По остальным сырьевым товарам тоже скачкообразного роста экспорта не произойдет, поэтому что глобальная экономика хоть и восстанавливается, но медлительно.
3-ий фактор – инвестиции. Понятно, что у личного бизнеса нет средств, ну и не вышло кардинального улучшения критерий исходя из убеждений того, о чем повсевременно молвят либеральные экономисты, типа меня, – защищенной принадлежности, обычного налогового администрирования и т.д. Потому остается рассчитывать лишь на муниципальные инвестиции, но тут возникает вопросец – а, фактически, из каких средств?
На данный момент и Мишустин именовал цифру, и Белоусов, и Силуанов, что этот антикризисный план, либо план восстановления, будет стоить 5 трлн руб. В принципе, не бог известие какие средства, они есть в фонде государственного благосостояния (ФНБ), но его, судя по всему, раскассировать интенсивно не собираются.
Правительство рассчитывает на резкое повышение заимствования. Но с учетом того, что западные рынки капитала и так уже практически закрыты, а в свете того, что какие-то санкции за историю с Навальным введут (правда, пока неясно, каким они будут, – индивидуальными либо секторальными, – и неясна степень их жесткости), ситуация для заимствования на западных рынках очевидно не улучшится.
Означает, остается лишь заимствование на внутреннем рынке. Но если на рынок выходит таковой заемщик, как правительство (в лице Минфина), то понятно, что личным компаниям придется подвинуться либо платить доп приз за размещение собственных облигационных займов, либо акций, либо совершенно отрешиться от IPO.
Соответственно, правительство, быть может, мобилизует какие-то доп средства для муниципальных инвестиций, но это еще более усугубит условия для личных инвестиций.
Другими словами, все три главных фактора экономического роста не дают оснований возлагать на то, что он будет не попросту бурным, а хотя бы сколько-либо весомым и различаться от 1-2%.
– Вы произнесли про 5 трлн. руб. Но, когда был представлен 1-ый вариант плана, там тоже звучала эта цифра, и речь шла о том, что в план включено выполнение государственных проектов, на которые средства в бюджете были заложены ранее. Другими словами реально новейших средств будет нужно еще меньше.
– Ситуация абсолютно поменялась. Тот бюджет, который был ранее принят, включая национальные проекты на 2020-й, 2021-й и 2022-й годы, он уже не реализуем. Он был профицитным за все три года. А по этому году именуются различные числа (видимо, окончательную мы узнаем лишь по итогам выполнения бюджета), тем не наименее этот же глава Минфина Антон Силуанов именует недостаток бюджета 6,5% ВВП.
От профицита бюджета и соответственного финансирования государственных проектов мы за несколько месяцев пандемии перебежали к его колоссальному недостатку, который еще нужно каким-то образом покрывать. Часть будет покрыта (и уже покрывается) за счет ФНБ, часть за счет займов, но ситуация в любом случае абсолютно иная. Потому совсем разумеется, что национальные проекты будут резать. Есть различные оценки – что финансирование нацпроектов будет сокращено в целом от 8 до 12 %.
Но не запамятовывайте одну ординарную вещь – Силуанов уже анонсировал, что бюджет 2021 года будет по абсолютным цифрам ниже бюджета текущего года.
– Вы гласили о экспорте сырья. Владимир Путин на деньках произнес, что нефтегазовые поступления в бюджет составляют сейчас всего только его третья часть. И что неправы те, кто именует Россию мировой бензоколонкой. Он гласил о том, что экономика медлительно, но все таки сползает с «нефтяной иглы»…
– Насчет трети, боюсь, Владимир Владимирович несколько перестарался. Но опять-таки окончательную цифру бюджета мы не знаем – это все подготовительные оценки, формально итогов полугода еще нет.
Но думаю, такое понижение происходит не поэтому, что у нас экономика прошла какие-то структурные реформы, что интенсивно стали развиваться технологические сектора, что вырастает другой экспорт… А это вышло почти во всем поэтому, что цены на газ свалились, ну и цены на нефть находятся значительно ниже, чем ранее.
Я уж не говорю про те пики, которые были ($120 за баррель), сейчас стоимость на нефть практически болтается кое-где в районе экономного правила, и в последнюю недельку понижается на 7-8% от тех локальных пиков, которые были. Вот вчера (27 сентября – ред.) она стоила $41 за баррель.
Потому то, о чем гласил Владимир Путин, на мой взор, производная не от структурной перестройки экономики, а чисто арифметический факт. Денежные доходы понижаются, отчасти они возмещены девальвацией, отчасти нет. Соответственно, толика нефтегазовых доходов понижается.
И, к огорчению, правительство продолжает тренд на увеличение налогов, что тоже подвергает сомнению будущий экономический рост. Уже изготовлен 1-ый шажочек (думаю, он не крайний) – к проведению прогрессивной шкалы подоходного налога. Планируется брать 15% НДФЛ с 5 млн руб. годичного дохода. Это сначала удар по среднему классу, а совсем не по богачам. Не считая того, увеличивается НДПИ, на 20% возрастут акцизы на табак… Другими словами, правительство продолжает выдерживать этот тренд на увеличение налогов, что в критериях кризиса противоречит всем экономическим букварям, я бы произнес.
-
Андрей Нечаев: «Если не отдать людям средств, холодильник возьмет верх над телеком»
* * *
Источник: