Директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов – о росте цен на бензин в России осенью:
– Цены на бензин, как отмечает Росстат, снова начали расти. Это неудивительно: в России существуют все предпосылки, чтобы бензин дорожал и дальше. Во-первых, нефтяные цены остаются высокими. Во-вторых, у нас высокими остаются налоги. При этом они еще и увеличатся – с 1 января 2019-го, как известно, будет происходить ускорение завершения налогового маневра. Можно отделить ситуацию 2018 года от ситуации 2019-го. Но обе они достаточно печальные.
В нынешней главный фактор – рост мировых цен на нефть. У нефтяных компаний есть альтернатива в виде поставок за рубеж. Поэтому самое модное слово в нефтяной индустрии в 2018-м – netback (разница цены экспорта и внутренних поставок). Если нефтяной компании выгоднее поставлять нефть и нефтепродукты за рубеж (а там нет проблем со сбытом), конечно, она примет решение в пользу экспорта, ограничивая поставки на внутренний рынок. Тут математика предельно простая.
А цена на нефть в этом году выросла очень сильно, и поставлять на экспорт действительно очень выгодно. Но отказаться полностью от внутренних поставок нефтяники не могут и, чтобы хоть как-то компенсировать потери, повышают цены. Тем более что особой конкуренции на этом рынке нет.
Ситуация 2019-го несколько иная. Можно сказать, что налоговые решения правительства программируют рост цен на бензин. С 1 января, как я уже сказал, заработает ускорение завершения налогового маневра. Это означает, что экспортная пошлина будет сокращаться. Но будет расти НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), то есть налоги на добываемую нефть увеличатся. Таким образом, налогообложение отрасли в целом усилится. А главной жертвой в сегменте вертикальной интеграции окажется переработка.
Обещают, что из-за налогового маневра цены не вырастут. Это не совсем так. Дело ведь не в маневре. Под стонами нефтяных компаний Минфин подсластил пилюлю и согласился на такую схему: в ситуации, когда нетбэки серьезно меняются в пользу экспорта, государство (при определенных условиях) компенсирует переработчикам часть их недополученной прибыли. Речь идет о том, чтобы стимулировать нефтяников сохранять определенный уровень поставок на внутренний рынок.
Но эта выплата составит порядка 200–300 млрд руб., при этом за счет ускорения налогового маневра государство заберет больше. В общем, в ситуации, когда государство считает бензин источником дохода и держит высокие налоги, дешевым он не будет никогда. Какую бы модель ни вводили.
И все же я бы не стал ожидать сверхсерьезного роста цен: в крайнем случае государство просто применит репрессии. Скажем, введет запрет на экспорт топлива за рубеж. Или введет обязательства продавать определенный объем бензина на внутреннем рынке. Подобные идеи сейчас постоянно возникают. Это не рыночные меры, но такая «дубинка» у государства есть. И оно уже достало ее и положило на стол…
* * *
-
«Тренд на удорожание»: как власть может сдержать цены на бензин
Источник: