Эксперт оценил риски остановки деятельности российских авиакомпаний из-за переноса серверов по продаже билетов.
Sobesednik.ru ранее писал о том, что руководство S7 направило письмо президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимиру Тасуну, в котором предупредило о возможной остановки деятельности российских перевозчиков.
Опасения компании связаны с проектом постановления правительства «Требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок», который предусматривает размещение серверов и баз данных по продаже и бронированию билетов в России. Три крупнейших игрока рынка — «Аэрофлот», S7 и «Уральские авиалинии» — работают с иностранным провайдерами, и переход от одной системе к другой может вызвать полную остановку их деятельности, считают в S7.
Эксперт-аналитик инвестиционной компании АО «Финам» Алексей Калачев в разговоре с Sobesednik.ru отметил, что переход на российских провайдеров реален, однако в переходный период сервис может «здорово затормозить»:
— Сейчас авиакомпании работают с международными сетями, и переход на собственную сеть чреват какими-то сбоями, — считает Калачев.
Эксперт усомнился и в том, что российские провайдеры будут конкурентоспособны:
— Если бы он (провайдер — прим. Sobesednik.ru) был конкурентоспособен, то игроки бы на него сами переходили, им бы не навязывали это с помощью министерства, — уверен Калачев. — В истории человечества еще не было примера, чтобы централизованная экономика, закрытая от внешнего мира, выигрывала. Выигрывает всегда открытая экономика. И с этой точки зрения маниакальное желание все поставить под контроль, ограничить внутренним рынком, вызывает просто недоумение.
При этом Калачев уверен, что полной остановки деятельности авиакомпаний в случае перехода на российских провайдеров не будет.
— Возможны технические сбои в период перехода, ошибки. Возможно, это будет неприятно. Но так, что все встанет и невозможно будет работать — это нет, это преувеличение, — считает эксперт.
Он также отметил, что вряд ли перенос серверов в Россию повлияет на стоимость билетов:
— Вопрос только вот в чем: когда все перейдут на нашу систему, какие будут аппетиты у этого оператора? Если он станет монополистом, он сможет диктовать цены. В этом случае есть опасения [по поводу подорожания билетов]. Но пока есть конкурентные системы, которые борются за клиента, боятся нечего. Если он будет один и начнет поднимать тариф, то это может отразиться [на стоимости билета], — подчеркнул эксперт.
Помимо этого, по его словам, «сейчас ничто не может отразиться на стоимости билета»:
— Даже несмотря на то, что цены на керосин, обслуживание и лизинг растут, это никак не отражается по одной простой причине: авиакомпаниям сложно поднимать цены, потому что низкая платежеспособность и низкая мобильность населения. Некуда им поднимать цены — у них сразу пропадет трафик.
Чтобы обосновать свою аргументацию, всегда нужно чуть-чуть сгустить краски, обозначить свою позицию поострее, [чтобы было] от чего торговаться. Это нормальный совершенно процесс, — отмечает Калачев. — Я просто не верю, что все настолько плохо, что остановят работу. Это может произойти только в одном случае: если они старые системы отключат, а новая еще не заработает. А так новая просто может подвиснуть.
По мнению Калачева, для отлаживания работы системы нужен переходный период, в который будет дублироваться информация, тестироваться услуги по отдельным кассам, аэропортам.
Говоря о российской авиаотрасли в целом, Калачев отметил, что она находится сейчас «в достаточно сложном положении»:
— Прежде всего потому, что платежеспособность населения низкая, поднять цены на билеты практически невозможно. Эконом-класс на внутренних перевозках сейчас на уровне лоукостера, потому что иначе можно потерять пассажиропоток. А издержки сильно выросли, поэтому результаты авиакомпаний за этот год, мне кажется, будут не слишком хорошие, — считает эксперт.
Ранее «Аэрофлот» заявил о том, что останавливает продажу льготных билетов в Крым и на Дальний Восток. Для льготной программы авиакомпании были выделены субсидии до 1 декабря, однако компания останавливает продажу билетов уже второй раз.
— У «Аэрофлота» двойственное положение. С одной стороны, он коммерческая авиакомпания, с другой стороны — государственное предприятие, так как контрольный пакет акций находится у государства. Поэтому он выполняет льготные вещи, но экономика не всегда позволяет ему это делать в полном объеме. Поэтому есть субсидии — пожалуйста, нет субсидий — ну а за счет кого финансировать? Билеты на Дальний Восток представляете сколько стоят? Естественно, народ ломанулся, забрали все, что можно было, — объяснил Алексей Калачев в интервью Sobesednik.ru.
Источник: