Принужденный полный переход на удаленное обучение во время пандемии подтвердил явное: электрические учебники еще не делают образование цифровым, а формальный перенос обычной формы урока в «зум» не приносит ничего неплохого. Онлайн-обучение просит соответственных методик, и новое свойство этому процессу добавляют данные. Да, дистанционное обучение можно создать наиболее действенным, расширив контент и создав новейшие сценарии. Но существует и доборная возможность: собирать и оценивать данные о учениках и их деятельности — рассматривать их цифровой след. А поточнее — поменять сам процесс обучения по результатам такового анализа. Самый маленький путь от цифрового следа до трансформации процесса обучения прокладывают технологии искусственного ума.
Всё под контролем
Более обычное и понятное внедрение искусственного ума — контроль познаний: автоматическая проверка домашних работ, выявление и исправление ошибок, помощь преподавателю в выставлении оценок. В данной ипостаси он может отыскать применение как в дистанционном, так и в обыкновенном учебном процессе. Не считая того, умственные технологии помогают убрать главную делему при проведении онлайн-экзаменов — списывание. Анализируя изображения с видеокамер и активность юзера в браузере, основанные на разработках искусственного ума прокторинговые системы определяют, без помощи других ли человек делает тест, и помогают исключить обман.
Самый терпеливый наставник
Но еще наиболее достойные внимания перспективы открывает применение искусственного ума не для контроля результатов, а фактически для получения познаний и способностей. Возможность определения текста и голоса с следующим анализом естественного языка сходу начали интенсивно применять при исследовании зарубежных языков. Ведь чат-бота можно раз за разом переспрашивать, как переводится одно и то же слово, — он не будет ругать за ошибки и отсутствие прогресса и непременно похвалит, когда фуррор все-же будет достигнут.
Это очень принципиальный нюанс обучения, потому что ужас совершить ошибку и столкнуться с осуждением преподавателя — наисильнейший демотиватор. Бот-наставник не вызывает стеснения и помогает преодолеть языковой барьер. В отличие от живого репетитора, ведущего занятия по Skype, искусственный ум не берет почасовую оплату, и потому за те же средства можно заниматься еще подольше. А уроки с игровым персонажем уже не воспринимаются ребенком как кислая обязанность. К примеру, в приложении MyBuddy в качестве виртуального репетитора выступает мультипликационный бот, совместно с которым ребенок отрабатывает диалоги из ежедневной жизни, учит слова и улучшает произношение.
Гибкое и личное
Собирая огромные данные о поведении учеников в процессе обучения, можно систематизировать их не только лишь по приобретенным оценкам, да и по возможности усваивать материал: кто-то стремительно начинает и стремительно утомляется, а кто-то медлительно заходит в процесс, зато разгоняется позже. Такие данные разрешают адаптировать систему обучения с учетом особенностей всякого ученика.
Адаптивность — самое многообещающее направление внедрения искусственного ума в образовании, и часто она смешивается с персонализацией обучения. Но мастера лицезреют разницу меж ними. При адаптивном онлайн-обучении искусственный ум употребляют для упреждающего выявления и устранения пробелов в познаниях учащихся, а при персонализированном — для корректировки материала курса зависимо от целей и предпочтений ученика.
Сочитая перечисленные подходы и технологии, грамотные методологи способны сформировать богатейшую образовательную среду.
Китайская «Белочка» и русский динозаврик Гриша
Может быть самый пользующийся популярностью в мире образовательный движок на базе искусственного ума именуется Squirrel.AI — «Белочка». Разработка из Китая посодействовала набрать наибольший балл на экзаменах наиболее чем миллиону учеников. Исследования проявили, что «Белочка» вполне подменяет школу и учителей и дозволяет получать познания не только лишь без утраты их свойства, да и c большей эффективностью. На основании диагностического теста, определяющего текущий уровень подготовки ученика, искусственный ум составляет для всякого индивидуальный курс обучения из 10-ов тыщ мелких «порций познаний».
Но при всем этом метод реализует заложенную в него твердую теорию: есть единственная верная линия движения из «пт А» в «пункт Б». Если ученик будет от нее отклоняться, система растолкует, в чем его ошибка и как ее поправить. И будет разъяснять это до того времени, пока не возвратит его на «путь настоящий».
Русский подход к разработке личных образовательных траекторий поближе к западному, который в корне различается от китайского. Предполагается, что у человека есть свобода выбора, он может корректировать свои планы и даже имеет право быть «нескончаемым студентом». Если, сделав пару шажков в сторону «пт Б», учащийся осознает, что категорически не желает туда идти, ему дают возможность поменять цель. Проанализировав цифровой след и выяснив темп восприятия инфы, стиль мышления и поведения человека, система на базе искусственного ума осознает, куда он двигается, и предоставляет ему больше способностей — в границах, определяемых достигнутыми им сейчас плодами.
Методы искусственного ума самой известной в Рф платформы школьного онлайн-образования «Учи.ру» по поведению малыша определяют, сколько и каких заданий необходимо, для того чтоб он освоил навык. Если одному ребенку необходимо решить 30 заданий, чтоб научиться считать в границах 100, то другому — 300. В отличие от обычного школьного подхода, таковая платформа не только лишь фиксирует факт правильного либо неверного решения задачки, да и лицезреет все детали: где ученик ошибается и когда отвлекается, что решает стремительно, а что медлительно, много ли водит мышкой по экрану, сколько раз решает одну и ту же задачку. Система даже додумывается, когда рядом с ребенком возникает взрослый! На основании этого большущего пула данных она сформировывает цифровой портрет малыша и варьирует предлагаемый ему контент. Искусственный ум решает, какую задачку предложить конкретно этому ученику, распознает, когда он отвлекся либо утомился, смотрит за соотношением правильных и неверных решений, учитывает время, потраченное на выполнение задания, и, исходя из этого, выдает последующую задачку. Вести взаимодействие с платформой «Учи.ру» детям помогает анимированный динозаврик Гриша, а на заработанные баллы ученики могут обновить его гардероб.
Анализируя огромные данные, можно выявлять неочевидные закономерности и подавать материал так, чтоб человеку было любопытно обучаться. «Образовательные организации соперничают за рынок «ментальной недвижимости» — сфокусированного внимания, оперативки и того, что обязано сохраниться в длительной памяти, не быть позабыто, — считает Андрей Комиссаров, директор направления «Развитие человека на базе данных» Института 2035. — И соперничают они с Голливудом и производителями компьютерных игр, имеющими многомиллиардные бюджеты на маркетинг и исследования, с которыми школа никогда не сумеет тягаться». Может быть, технологии искусственного ума посодействуют сгладить этот дисбаланс?
На недлинной ноге с мозгом
В самой наиблежайшей перспективе образовательный искусственный ум, подбирая ученику задания, будет учесть все собранные данные: наличие шума, погодные условия, освещенность, данные трекеров, пульс и даже мозговую активность.
В Китае, например, для фиксации цифрового следа уже используются, кроме остального, нейроинтерфейсы, дозволяющие снимать ритмы мозга. Устройство, схожее на ободок для волос, смотрит за фокусировкой внимания ученика, регистрирует его интеллектуальную активность, указывает, когда он испытывает стресс, перегружен либо утомлен однотонной работой. В неких школах употребляют нейроинтерфейс при обучении нескольких тыщ учеников, в том числе младших классов.
В остальных школах стоят камеры, часто снимающие лица деток. Потом нейросеть обрабатывает эти снимки, отслеживая чувственную составляющую обучения. В отдельных учебных заведениях используют устройства, измеряющие частоту сердечных сокращений, уровень потоотделения.
В Рф такие инноваторские технологии начали использовать в университетах. Так, в прошедшем году в Столичной финансово-юридической академии ввели Neuro Angel — для увеличения свойства преподавания и сотворения личных образовательных траекторий собственных студентов. Neuro Angel cостоит из нейроинтерфейса, считывающего сигналы мозга, и программки, оценивающей психоэмоциональное состояние человека и выдающей советы по его корректировки. Нейротехнологический сервис, разработанный компанией «Лаборатория познаний», помогает человеку отыскать свое продуктивное состояние для всякого вида деятельности и стремительно заходить в него для выполнения определенных задач. Также разработка дозволяет мониторить эффективность обучения, оценивая вовлеченность, уровень концентрации и остальные характеристики когнитивной деятельности студентов во время лекций.
С ростом размеров и расширением типов собираемых данных открываются новейшие достойные внимания способности для анализа. Как смотрится обычный отличник? Что общего у двоечников? Чем одна школа различается от иной? Типичный «цифровой рентген» дозволяет созидать, что происходит в процессе обучения с определенным учеником, школой, городом и регионом.
Совместно с тем наблюдения, анализ и опыты могут отдать совсем нежданные результаты. К примеру, вопреки всераспространенному воззрению о том, что при онлайн-обучении полезно созидать лица, в одной из переведенных «на удаленку» личных школ пришли к другому выводу. Там увидели, что транслируемая с видеокамер информация мешает учащимся сосредоточиться на учебе, и воспретили им включать свои камеры во время уроков. Опосля запрета оценили итог. Он оказался впечатляющим: успеваемость повысилась в 5 с половиной раз! Верится, что опыты с искусственным умом в образовании могут отдать не наименее поразительные результаты.
Источник: