В цифровой медицине нужны «экосистемы»

Александр Пилипчук: «Цифровые технологии позволят изменить парадигму отрасли»

Источник фото: «КоммерсантЪ»

По сравнению с другими отраслями медицина претерпела гораздо меньше трансформаций, связанных с цифровизацией. Однако частные клиники в полной мере ощущают давление со стороны пациентов, «избалованных» сервисом цифровых компаний из других отраслей. Пациенты ждут от клиник того же уровня сервиса, что и от Amazon, и будут «голосовать» за него своими деньгами. Они хотят получать помощь в удобной для себя форме именно тогда, когда им это нужно, и не очень готовы ждать.

Выступая на конференции «Цифровая медицина» издательского дома «КоммерсантЪ», Александр Пилипчук, генеральный директор сети «Доктор рядом», отметил: «У пациента есть потребность быть здоровым, а не лечиться. Цифровые технологии позволят изменить парадигму отрасли, которая сегодня работает на больных людей». В идеале пациент желает решить свои проблемы, нажав одну кнопку, чтобы потом его ‘взяли за руку’ и помогли ему: оптимально, удобно, персонализированно, максимально прозрачно и дешево. Ни одна компания в России не может обеспечить такой сервис самостоятельно, поэтому поставщики медицинских услуг будут объединяться, чтобы предельно эффективно отвечать потребностям пациентов, уверен Пилипчук. Медицинские экосистемы должны быть достаточно гибкими, чтобы опробовать разные сценарии взаимодействия и выбрать из них наиболее подходящие.

К примеру, по его мнению, клиника просто обязана предоставлять телемедицинский сервис и быть на связи 24 часа в сутки, хотя и работает в другом режиме. В партнерстве с компанией «КардиРу» в сети «Доктор рядом» реализовали проект по круглосуточному дистанционному мониторингу ЭКГ. Возможности расширения подобных инициатив сильно ограничены небольшим перечнем официально зарегистрированных носимых медицинских устройств. «Но именно такие проекты помогают сменить парадигму с ‘решить проблему’ на ‘быть здоровым’, — отметил Пилипчук. — Мы ждем здесь взрывного роста и готовим к нему свои ИТ-системы».

Еще один шаг к созданию цифровой медицинской «экосистемы» — партнерство «Доктор рядом» и сервиса Doc+, результатом которого стал автоматизированный контроль врачебных назначений на основе технологий машинного обучения. Система искусственного интеллекта, разработанная в Doc+, проверяет все карты, заполняемые терапевтами клиник «Доктор рядом», по двум десяткам критериев и оценивает качество их заполнения. По словам Пилипчука, в 90% случаев система «умеет отличать плохое от хорошего». Таким образом, существенно снижаются трудозатраты врачей на проверку медицинской документации — экспертам отправляются только документы, получившие низкие оценки при автоматизированной проверке.

Обучение «по требованию»

Еще одна важнейшая область, где клиникам не обойтись без партнерства — поддержание и повышение уровня квалификации врачей. С каждым днем учиться нужно все больше, а времени на это все меньше. Даже при самом формальном подходе в системе непрерывного медицинского образования доктор должен «отбыть» на учебе определенное количество часов, чтобы его считали повысившим квалификацию. Исследования показывают, что около четверти врачей считают отсутствие времени на обучение основной проблемой в системе медицинского образования, сообщил Максим Гирин, заместитель генерального директора по адаптивному обучению компании «Алгом». Между тем технологические решения позволяют сгладить остроту этой проблемы, сделав обучение персонализированным и доступным «по требованию». Так, к примеру, система поддержки врачебных решений «Алгом» не только экономит время доктора на поиск информации, но и выстраивает его личную образовательную траекторию. Когда врач не может самостоятельно справится с ситуацией, он обращается к базе постоянно обновляемых клинических руководств по диагностике и лечению заболеваний на основе доказательной медицины (Evidence-Based Medicine Guidelines, EBMG), чтобы получить ответ на свой вопрос. Тем временем, система фиксирует, в какой области он нуждается в повышении квалификации и добавляет соответствующий пункт в его индивидуальный учебный план. Автоматически сформированный учебный модуль меняется по мере прохождения обучения в зависимости от когнитивных способностей врача и его стремления изучать данный материал.

Система EBMG создана финским научным медицинским обществом Duodecim для повседневной работы врачей первичного звена. В 2017 году специалисты «Алгом» в сотрудничестве с Первым МГМУ имени И.М. Сеченова перевели ее на русский язык, адаптировали к российской клинической практике и нормативно-правовой базе.

В дальнейшем «Алгом» предполагается встроить в систему непрерывного медицинского образования. Пока же этого не произошло, компания заключает договора с крупными частными клиниками, для которых квалификация терапевтов — залог конкурентоспособности. Студенты Сеченовского университета получили бесплатный доступ к системе.

Строящийся в Сколково Международный медицинский кластер (ММК) — это тоже попытка сконструировать медицинскую экосистему. Образование — самый важный «слой» этого проекта, ради которого создаются условия для привлечения в Россию лучших иностранных клиник. «Они должны не просто придти со своими технологиями, но и передать свои технологии нашим докторам, — говорит Михаил Югай, генеральный директор ММК. — Образовательную активность мы видим в качестве своей основной цели». С прицелом на трансляционную медицину в ММК намерены готовить специалистов в области молекулярной биологии, материаловедения, биоэтики, создания биологических моделей, искусственных тканей и органов, а также искусственного интеллекта и больших данных. Ни одна из этих специальностей не требует присутствия студента в аудитории или лаборатории, подчеркнул Югай, всему можно учиться удаленно.

 

Источник: osp.ru

Добавить комментарий