Фото: Kkoop.ru
В редакцию «Весьма» обратилась мама выпускницы общеобразовательной школы №7 г. Магадана. Вещи, о которых пойдет речь, и выводы, которые из них можно сделать, очень серьезны и нуждаются, на наш взгляд, в тщательной проверке надзорных органов.А теперь к сути.«Я не историк, я правовед»Дочь Татьяны Диана окончила 11 классов с «золотой» медалью. С ЕГЭ тоже справилась хорошо, хотя с оценкой двух заданий своей экзаменационной работы по истории не согласилась.Вместе с тем, 50% ее одноклассников, сдававших ЕГЭ по истории, экзамен завалили, не получили минимальное количество баллов.Отвечая на удивленный вопрос мамы, почему с экзаменом не справилась аж половина ребят, Диана призналась, что за весь последний учебный год у класса насчитала… 4 урока истории. Все остальное время, видимо, уроки просто значились в расписании, отмечались в журнале и других документах, но не проводились.Из-за кадровой текучки кое-как, с перерывами история преподавалась в этом классе вообще последние 5 лет. Не задерживались почему-то историки в школе.«Сейчас учитель истории как бы есть, — рассказывает Татьяна. – Но он еще в начале прошлого учебного года открыто заявил детям: «Я не историк, я правовед» — и проводил с ними только занятия по обществознанию. А ставку за ведение уроков истории, по словам коллег, не мог не получать».Диана и часть ее одноклассников, которым нужен был ЕГЭ по истории для поступления в вуз, компенсировали отсутствие предмета в школе занятиями на платной интернет-площадке.Кто занимался «на стороне» за деньги, тот сдал историю. Кто надеялся только на школу, экзамен провалил.«Почему дети молчали весь год? Боялись, — объясняет Татьяна. — Боялись испортить отношения с администрацией школы, придирок, занижения оценок в отместку за поднятый шум. Просто приняли ситуацию как должное и пошли искать репетиторов или платные интернет-ресурсы».«Могли уйти в другую школу»В тот же день, когда были объявлены результаты ЕГЭ по истории и когда Татьяна узнала о фактическом отсутствии этого предмета в школе, она с дочерью пошла в городской департамент образования узнавать о порядке подачи апелляции.«Там я не удержалась и спросила чиновницу, почему выпускников 7-й школы поставили в неравное положение с другими учениками – теми, у кого этот предмет преподавался? Она ответила: «Вы были вправе выбрать другую школу и уйти туда, где есть уроки истории». Но разве я не вправе требовать, чтобы и в нашей школе была обеспечена возможность обучаться по всем предметам в рамках образовательного государственного стандарта? Чтобы и у нас был организован должным образом учебный процесс? У нашего директора, завуча, педагогов какие-то другие обязанности? Какая-то другая зарплата? Если заведение называется общеобразовательной школой, то в нем должны обеспечивать школьную базу знаний. Или я ошибаюсь?»Этот вопрос родительницы остался без ответа.«Сваливать все на учителя – нагло и стыдно»Когда Диана принесла в школу заявление на апелляцию, у нее состоялся разговор с исполняющей обязанности директора школы завучем Светланой Кучер.Очень показательный разговор, надо отметить. Редакция располагает его аудиозаписью. Как пояснила мама девушки, они уже давно завели привычку ходить на подобные встречи с диктофоном, чтобы потом их слова не перевирали.С разрешения Татьяны мы публикуем расшифровку части диалога. Жаль, что интонации и тон текст не передает.С.К.: Что это за разговоры такие, что история у вас 5 лет не велась?Диана: Ну, если она не велась… Полноценные уроки у нас не велись.С.К.: Что ты имеешь в виду под полноценными уроками?Диана: Нормальные уроки, с полноценным материалом.С.К.: У вас все уроки велись. Если кто-то хочет получать соответствующие оценки, он занимается. Наша задача – научить вас на «3». На «3» мы вас научили. А дальше, если вы хотите расти и поступать в какие-то престижные высшие учреждения, вы сами для этого должны приложить свои ручки. То есть заниматься самообразованием, заходить на сайты. Сваливать все на учителя – просто-напросто нагло и стыдно. Диана: За что мне должно быть стыдно?С.К.: Послушай меня внимательно. Сейчас твое задание пересмотрят. Дальше вообще встанет вопрос о том, правильно ли мы тебе выдали «золотую» медаль. Ты поняла меня? Тебе, по всей видимости, придется ее вернуть. По твоему заявлению. Что это – поза такая? Это мне ты показываешь свое «фи»? Системе образования? Школе? Или это твоя защитная реакция? От того, что ты плохо справилась с работой?Диана: Я сейчас не за себя говорю. За всех.С.К.: Кто тебя делегировал?Диана: Какая разница?С.К.: Нет, ты ответь мне на вопрос, для того чтобы обвинять. Ты выступаешь от лица многих. Назови их. Мы у них спросим, считают ли они так же. В мире доказать правоту невозможно. То есть, ты не идешь на компромисс с обществом, с комиссией, подаешь апелляцию. Ты противопоставляешь себя всем остальным. Диана: Я не противопоставляю. Я просто хочу узнать, почему мне сняли баллы по двум заданиям. Вот и все. Не говорю, что я умная. Мы все ошибаемся. Просто тут я не могу понять и хочу, чтобы мне объяснили, в чем мои ошибки, за что мне сняли баллы. С.К.: Ты пишешь {в заявлении}, чтобы апелляция проходила в твоем присутствии. Она, конечно, пройдет. Но боюсь, ты услышишь о себе много чего такого, от чего ты – как бы сказать – будешь сильно удивлена. Твоя завышенная самооценка может поколебаться. У тебя не гражданская позиция. У тебя позиция собственного «я». Чистый эгоизм.Медаль пока не забрали, но баллы снялиКак можно понять из разговора, и.о. директора пыталась отговорить выпускницу подавать на апелляцию. Несколько раз она предлагала девушке «хорошо подумать». Предупреждала, что в итоге пересмотра результатов экзамена ей не добавят баллов, а, наоборот, еще снимут.Как будто по мнению представителя школьной администрации это что-то противоестественное, вредное. Хотя возможность апелляции по результатам ЕГЭ предусмотрена федеральным законодательством: 273-ФЗ «Об образовании», приказом Минобра №190, приказом Рособрнадзора №1512.Заявление было подано и – поразительная оперативность! – рассмотрено в тот же день.«Апелляцию назначили на завтра, но потом неожиданно перенесли на сегодня, — рассказывает Диана. – Успела получить разъяснения только по одному пункту – время было ограничено. В итоге, как и говорила Светлана Алексеевна, у меня сняли баллы. Уже понятно, что не поступлю куда хотела. Не пройду по баллам».Все, конец мечте. Но не конец веры в правду. Вопреки наставлению педагога, что «в мире доказать правоту невозможно». Возможно, если ее не замалчивать.С этой верой Татьяна и приняла решение обнародовать историю, привлечь внимание к проблемам среднего образования в Магадане.«Понимаю, что наша школа – не единственная, в которой есть такие проблемы. Про дефицит педагогических кадров говорят все и много. А что делают для кадрового наполнения школ? Для повышения качества обучения?
Источник: