Вклад России в сокровищницу мировой литературы за два прошедших столетия по-настоящему поражает своей масштабностью и величием. Это почти чудо, что в стране, прошедшей через тиранию царского режима, две мировые войны и сталинские репрессии, нашлось время на создание поистине монументальных романов, поднимающих вечные темы морали и нравственности.
Но не стоит обманываться. Русская литературная традиция всегда противопоставила себя практически всей мировой литературе. Ее постоянное стремление к обустройству и даже переустройству общественных отношений позволяет и сегодня оставаться актуальными даже тем произведениям, которые были написаны несколько веков назад.
Перед вами десять величайших романов, достойных представлять литературу этой великой страны.
1. Михаил Лермонтов, «Герой нашего времени» (1840)
До выхода этого по-настоящему новаторского романа русская проза была представлена небольшими произведениями, над которыми мощно и однозначно доминировала поэзия Александра Пушкина. Но с появлением лермонтовского Печорина возник новый эталон литературного героя – испорченного, лишенного всякой романтики, стремящегося к идеалам, которым он не в силах соответствовать. Лермонтов провозгласил конец романтизма и начало великой эпохи реализма в русской художественной литературе.
2. Николай Гоголь, «Мертвые души» (1842)
Роман Гоголя – это повествование об одном русском господине, который, приехав в небольшой провинциальный город, предлагает местным помещикам продать ему умерших крепостных крестьян («мертвые души»), которые формально числятся живыми до очередной Всероссийской переписи населения. Этот сатирический авантюрный роман в духе Сервантеса возвышается в гордом одиночестве на фоне всей остальной русской прозы благодаря своей странной и гротескной карикатуре на русскую провинцию. И хотя сам Гоголь утверждал, что он консерватор, молодое поколение XIX века обращалось к его произведениям, вскрывая социальные язвы тогдашней российской действительности.
3. Иван Гончаров, «Обломов» (1859)
В своем романе Гончаров, сделав главным героем представителя русского дворянства, соединил в одно целое актуальные для его времени вопросы общественного и личного характера. Обломов оказался буквально зажатым между «идиллическим» прошлым, связанным с крепостнической Россией, и ее «новым», более либеральным настоящим. Романтизм Пушкина и зарождающаяся школа реализма, пропущенные через творческое сознание Гончарова, слились в образе центрального персонажа воедино, сделав его одним из самых ярких воплощений сущности русского дворянства в переходный период.
4. Иван Тургенев, «Отцы и дети» (1862)
«Отцы и дети» сделали то, что делали до них многие романы русской литературы: стравили молодое и старшее поколение читателей. Когда Базаров, бескомпромиссный нигилист, открыто противопоставляет себя хорошо отлаженным устоям провинциальной жизни, читатели наивно симпатизируют и сочувствуют его радикальным идеям. Но когда убеждения главного героя сталкиваются с неожиданным для него вызовом в виде страстной любви и глубокой нравственной силы, он переживает огромный внутренний кризис, ведущий к полному переосмыслению всех его взглядов и убеждений.
5. Николай Чернышевский, «Что делать?» (1863)
Роман «Что делать?» , написанный в то время, когда автор находился в тюрьме за антиправительственную деятельность, был на протяжении целого полувека любимой книгой революционно настроенной интеллигенции. Главная героиня романа Вера Павловна стремится к свободе и независимости от удушающего консерватизма окружающей ее российской действительности второй половины XIX века.
Ленин утверждал, что это его любимый роман. В героях произведения, с их возвышенными идеями и умонастроениями, он видел прообразы будущих революционеров, пришедших на смену поколению революционных демократов в романе Чернышевского несколько десятилетий спустя.
6. Фёдор Достоевский, «Преступление и наказание» (1867)
Первый из великих романов Достоевского с его кажущейся на первый взгляд заурядной историей убийства и последовавшими за ним событиями остается до сегодняшнего дня величайшей энциклопедией жизни российского города XIX века, вместившей самые разные сведения: бедность, религия, семья и, конечно, злодейство. Решение Раскольникова, бывшего студента, поглощенного наполеоновскими идеями об исключительности, совершить убийство старухи-процентщицы, приводит к самым грандиозным личностным трансформациям, когда-либо зафиксированным в художественной прозе.
7. Лев Толстой, «Война и мир» (1863 – 1869)
Грандиознейший Белый кит русской литературы роман «Война и мир» объемом в 1300 страниц вместил в себя сотни характеров и сюжетов, разворачивающихся на фоне провалившегося наполеоновского вторжения 1812 года. Толстого нередко критиковали за манеру повествования, но описание эволюции его пяти главных героев – от детской наивности до опыта взрослых, многое переживших людей – удивительно точно рисует картину частной и общественной жизни в России начала XIX века.
8. Лев Толстой, «Анна Каренина» (1875-1877)
Еще до того, как популярная американская телеведущая и продюсер Опра Уинфри похвалила величайшее произведение Толстого о взрослой и семейной жизни русских аристократических кругов, роман «Анна Каренина» был одним из самых значимых произведений европейской литературы. Гораздо меньший по объему и количеству персонажей, чем «Война и мир», этот роман стал величайшим образцом реализма и наряду с «Мадам Бовари» Флобера и «Миддлмарч» Элиота однозначно является эталонным в этом жанре.
9. Фёдор Достоевский, «Братья Карамазовы» (1879 -1880)
Выбрать какое-то одно произведение из огромного литературного наследия Достоевского очень трудно, но роман «Братья Карамазовы» не только продолжает сохранять статус одного из самых влиятельных произведений русской литературы, но и остается по-прежнему одним из самых читаемых. Отчасти – история таинственного убийства, отчасти – исследование о вере, роман повествует об убийстве отца одним из четырех братьев и, подобно многим другим произведениям, со всей своей грандиозной, тревожащей силой провидения настойчиво поднимает вопрос о существовании и смысле Бога.
10. Максим Горький, «Мать» (1906)
Одно из первых крупных произведений литературы социалистического реализма роман Горького «Мать», повествуя о жизни русской провинции в конце XIX века, разоблачает всю абсурдность и несостоятельность царского режима. Взяв за основу историю жизни своей бабушки, Горький создает глубоко проникновенную картину русской жизни, с постепенно зарождающейся в ней потребностью идеологического переосмысления действительности. Через десятилетие с небольшим это оказало огромное влияние на революцию большевиков, изменившую Россию навсегда.
11. Виктор Пелевин — «Омон Ра» (1916/1922)
Петербург Белого рассказывает историю сына сенатора, который хотел убить своего отца в разгар неудачной революции 1905 года, и его публикация до и после большевистской революции не стала неожиданностью, поскольку никакой другой текст не мог лучше объяснить массовые изменения, страна проходила. Как современный рассказ о смене поколений, так и о пересмотре русской истории и литературы, уникальный «орнаменталистский» стиль романа стал эталоном короткой набеги русской литературы на литературный модернизм.
12. Евгений Замятин — «Мы» (1920)
Один из первых романов, критикующих большевистскую революцию, мы поставили под сомнение принципы социализма, поставив историю в далеком будущем. Считается одним из первых антиутопических романов, его нелепое изображение города-стекла в стеклянной оболочке, рассказанное с точки зрения математика с номером для имени, вскоре станет странным представлением об обществе, которое сошло с ума. Запрещенный в России до 1988 года, роман оказал глубокое влияние на Джорджа Оруэлла, а позже станет основным влиянием на его великую работу 1984 года.
13. Иван Бунин — «Джентльмен из Сан-Франциско» (1922).
Критика Бунина капиталистическим обществом, возможно, считалась ироничной, когда он бежал из России после большевистской революции, но его пессимистический взгляд на технологический прогресс и американское общество стал мгновенным ударом среди разгневанной молодежи в стране в то время. Расположенный на пассажирском корабле, направляющемся из Америки в Европу, он следует модели «неизбежной смерти» «Смерти Томаса Манна в Венеции» и «Смерти Ивана Иллича» Льва Толстого, чтобы вызвать то, что он видел, было духовной пустотой капиталистического общества.
14. Михаил Шолохов — «Тихий Дон» (1928-1940)
В то время как «Война и мир» находились под влиянием славы и иронии войны, Шолохов решил воздержаться от любого возвышения битвы и изобразить во всей его жестокости и скорби упадок казацкой цивилизации в этой серии из четырех романов. Вначале роман был спорным из-за противодействия большевистским захватчикам во время революционной войны, но акцент Шолохова на казацкой жизни и космологии столь же гуманистичен, сколь и мучительно элегичен.
15. Владимир Набоков — «Дар» (1937)
Набоков более известен своими английскими шедеврами «Лолита» и «Бледный огонь», но до успеха в Америке он добился недолгого успеха, написав на родном русском языке как эмигрант в Германии. Подарок вполне уместен, учитывая, что это был его последний русский роман, тесно связанный с литературной историей его страны в 19 веке, роман рассказывает о человеке, покидающем Россию, и исследует различные литературные стили и формы, а также объясняет, в полубиографической форме его собственный отъезд.
16. Борис Пастернак — «Доктор Живаго» (1957)
Эпопея Бориса Пастернака рассказывает историю Юрия Живаго, сироты, ставшего доктором и поэтом в первые десятилетия 20-го века. Роман безрадостно поэтический, но, несомненно, красивый, с помощью бурных событий революции в качестве фона, Пастернак демонстрирует переход главного героя от поклонника Толстого оппонента советского коммунизма. Эта работа, написанная спустя почти сто лет после великого периода русских романов, ознаменовала собой возрождение жанра и даже вдохновила на создание одного из самых знаменитых фильмов всех времен.
17. Александр Солженицын — «Один день из жизни Ивана Денисовича» (1962)
В то время как многие российские романисты тщательно подходили ко всему, что было тесно связано с подрывной деятельностью во времена Советского режима, честное и жестокое изображение Солженицыным «хорошего дня» в трудовом лагере в сибирском ГУЛАГе вселяет надежду и душераздирающе. Величие романа можно найти в его резкой иронии. Люди со всего Советского Союза и из-за рубежа собираются вместе и строят свое собственное успешное общество в лагере и при этом живут «свободными» от тиранической политики этого несостоятельного государства.
18. Михаил Булгаков — «Мастер и Маргарита» (1966)
Мастер и Маргарита не походили ни на что написанное до этого. Опубликованный посмертно спустя более двух десятилетий после смерти автора, этот причудливый, но фантастический поворот Фауста Гете рассказывает историю фигуры по имени Воланд — по-видимому, дьявол, — который сеет хаос в Советской Москве. Веселый, фантастический и смешной роман Булгакова до сих пор отмечается в России и считается одним из основополагающих текстов магического реализма.
19. Евгений Попов — «Душа патриота» (1989)
Будучи одним из первых авторов, появившихся после либерализации России в 1986 году, известной как Гласность, Попов имел полную свободу критиковать неудачи советского эксперимента. Вдохновленный Гоголем, Попов использовал эту эпистолярную форму, чтобы вести хронику линии поколений, а также конца эпохи. Когда Брежнев умер в 1982 году, чувство, что СССР, возможно, подходит к концу, начало рассыпаться на людей, и Попов стал (и остается сегодня) одним из главных критиков современной России.
20. Виктор Пелевин — «Омон Ра» (1992)
Один из первых знаменитых романов, появившихся в распадающемся Советском Союзе в начале 1990-х годов, Омон Ра рассказывает историю Омона Кривомазова, бывшего героя войны, ставшего «космонавтом», который считает, что он проходит подготовку к посадке на Луну. Будучи сатирой теории заговора и отчаянного стремления Советского Союза к современности, необходимость для Омона покинуть землю, чтобы освободиться от СССР, является забавным, но острым комментарием к утопическому идеалу, который потерпел неудачу у многих.
Источник: