Давайте дёрнем! — zarabotok-igra.ru

Тут впору устраивать конкурс на лучший комментарий…

Взялся я тут по весне заполнять «Техраздел» одного популярного интренет-ресурса всякими познавательными материалами. На тему офф-роуда и внедорожного снаряжения, разумеется. Как показывает практика, иногда полезно заново объяснять простые и понятные вещи. Это хотя бы немного разбавляет в информационном пространстве тучи чуши, которые поднимают вокруг себя диванные знатоки, что-то каким-то местом слышавшие. В общем, опять очередная борьба с невежеством и мракобесием. Но в каждой из тем за рамками научно-популярного формата всякий раз остаются многие занимательные наблюдения из жизни, личное отношение и комментарии к распространённым стереотипам. А в отдельных случаях этого набирается столько, что после выхода материала невозможно не поделиться тем, что туда не вошло. Поэтому дальше речь пойдет про динамические стропы, которыми до недавних пор пользовались все наподряд, когда было лень разматывать лебёдку. А потом резко бросили.

Стропа — один из самых простых, дешёвых и эффективных инструментов в арсенале всякого любителя бездорожья.

Дёргать, тянуть или… думать?
Оно ведь как бывало? Засел – так давайте дёрнем! Что, порвали трос? Сами виноваты — он у вас гниловат был! Надо было на двадцать тонн. И дёргать сильнее.
Это абсолютно естественно: люди всегда ищут самое лёгкое решение и ждут немедленного результата. Долго думать и тратить лишние силы посреди грязи и сырости почему-то не хочется. Особенно при недостатке практического опыта. Вот и дёргают с каждым разом всё сильнее, если репка сразу не вытягивается. Пока что-нибудь не оторвут.

Офф-роудная жизнь полна непростых физико-геометрических задач…

Встречается и противоположная крайность: в любой непонятной ситуации разматывать лебёдку. И на всякий случай вешать блок. Потому что мало ли что… Эти джиперы обычно как минимум однажды ужё дёргали.
Впрочем, результат их предусмотрительности тоже не всегда предсказуем. Они могут застрять, пытаясь вылавировать на нужный курс лебежения. Могут уронить дерево, за которое заякорен носитель лебёдки, причём точно на штурмана, спящего в салоне. Могут закончить приготовления к спасательной операции как раз в тот момент, когда застрявшего уже вытолкали подоспевшие зеваки. В общем, вариантов развития событий много.

…для эффективного решения которых приходится применять сразу много различных инструментов.

Отвлечённая дискуссия «тянуть или дёргать» бессмысленна при отсутствии разума, опыта и умения здраво и быстро анализировать ситуацию. Потому что на офф-роуде эти вещи не заменить ни клиренсом, ни цифрами тонн на маркировке снаряжения. Безопасное, быстрое и эффективное извлечение плотно засевшего внедорожника другим автомобилем – это целая наука, граничащая с искусством. В ней мало только уметь пользоваться инвентарём. В каждой офф-роудной ситуации прежде всего надо увидеть всю картину целиком, с учётом всех важных деталей и возможных последствий. А уже исходя из неё, строить тактику спасательной операции и применять нужные инструменты. Не менее важно во время работы чувствовать нюансы происходящего по поведению такелажа и участвующих машин. И правильно корректировать свои действия.

Если что — то я на этом фото в синей майке. А Ниву мы вытащили без единого повреждения.

Личный опыт
Учить работе с динамической стропой по интернету – это почти как лечить через телевизор. Но кое-какие теоретические знания пользователю стропы не помешают, потому что освоение практической части пойдёт легче, если будет понимание физики процесса.

Любое дело спорится легче, если знаешь ответы на вопросы: как? и зачем?

Спорить о преимуществах динамической стропы и лебёдки можно до бесконечности – и так и не прийти к однозначному ответу. Потому что в жизни применение каждого из инструментов зависит от множества условий и особенностей сложившейся ситуации. Так что дальше речь пойдёт только о стропах. Тех самых, которые отдельные индивидуумы уже повыбрасывали из багажника по идеологическим соображениям. Я же, как и прежде, продолжаю их постоянно возить. В общей сложности 40 метров: две разные по десять и одну двадцать. Почему столько? Потому что с завидной регулярностью последние лет двадцать помогаю застрявшим братьям по разуму, иногда «подметаю» большой автоспорт, постоянно обеспечиваю эвакуацию на «Знати» и периодически – на дружественных проектах других организаторов. Всеми стропами пользуюсь, каждый раз выбирая подходящую по ситуации, а то и комбинируя из двух. Если это продолжает вас удивлять, то просто найдите видео и обратите внимание, сколько гитар за один концерт меняет Марк Нопфлер или Ричи Блэкмор. При том, что они играют на сухой, ровной и уютной сцене!
Основная рабочая стропа у меня уже много лет на 6 тонн. Не на 60, и даже не на 24. На 6 (шесть). И она постоянно в деле. Почему? Об этом будет чуть позже. Сначала базовые вещи.

Знание — сила.

Физика процесса
Проще всего вытаскивать легкую машину более тяжелой, находящейся на сухой шершавой поверхности. Тогда подойдёт любой трос достаточной длины и прочности. Надо только аккуратно и плавно потянуть. Увы, такие условия встречаются обычно в сборнике школьных задач по физике. В большинстве случаев из жизни для плавного равномерного движения тягачу не хватает сцепления с грунтом или массы. Но чаще того и другого вместе. Поэтому водителю приходится дёргать застрявший «груз». Помните из сказок, как измерить силушку богатырскую? Всё верно: умножаем массушку на ускореньице. Стало быть, лёгкость можно компенсировать скоростью разгона.

Идеальные условия для вытаскивания в жизни тоже случаются…

Но есть один нюанс. Рывок – это удар наоборот. У него есть неприятная особенность: приложение максимальной силы происходит резко и в самый первый момент, а потому оторвать что-либо гораздо проще, чем при плавном вытягивании, когда нагрузка на буксировочную систему растёт постепенно. Направить разрушительную мощь рывка в полезное русло помогает динамическая стропа. Благодаря собственной эластичности она растягивает рывок во времени, гася первоначальный удар и позволяя плавно наращивать приложение силы к застрявшей технике. Вначале, удлиняясь, такой трос запасает часть энергии тягача, а затем, начинает сжиматься и отдаёт её обратно, помогая вытягивать. Таким образом, за счёт большего времени приложения силы увеличивается её импульс.

…Но чаще бывает примерно так.

Поэтому совершенно ошибочны утверждения, что дёргать «динамикой» опаснее, чем нерастяжимым тросом из-за более высокой вероятности что-то оторвать. Всё как раз наоборот. Чем менее эластичен трос, тем жёстче рывок и выше его разрушительное воздействие. При прочих равных условиях нерастяжимый стальной канат разорвёт гораздо более прочное соединение, чем динамическая стропа. Проблема совершенно в другом. Оторванный элемент, оставаясь на конце троса, отправляется в полёт по направлению вектора тяги. Траекторию могут скорректировать оставшиеся на месте части автомобиля и прочие посторонние предметы. При этом дальность и скорость полёта увеличивается за счёт высвободившейся энергии, которую трос успел накопить при рывке. Вот в этой ситуации подобная натянутому луку «динамика» может выстрелить сильнее жёсткого каната. Хотя и тот, отрывая кусок железа от застрявшего, тоже обладает немалой разрушительной энергией. Поэтому технику безопасности надо соблюдать при работе с любым тросом, цеплять его только за предусмотренные для этого силовые элементы и не стоять в зоне возможного полёта. А ещё очень желательно использовать тросогаситель. Хотя бы импровизированный, из телогрейки или даже мокрых штанов. Иначе всё может случиться как в Angry Birds.

Вот только в отличие от игры, точка прицеливания и момент выстрела в жизни непредсказуемы.

Индивидуальный выбор
Благодаря свойствам материала и особенностям плетения ткани динамическая стропа способна под нагрузкой упруго удлиняться до определенного предела, а затем, набрав запас энергии, столь же упруго сжиматься. Ей даже не обязательно быть стропой: существуют динамические верёвки круглого сечения и принцип работы у них тот же. Просто плоская лента удобнее для автомобиля, так как её можно компактнее свернуть и аккуратнее сложить в багажнике. Меньше шансов, что когда она понадобится, её придётся распутывать из клубка змей.
Максимальное удлинение динамической стропы достигает обычно где-то 20%. У разных моделей оно немного различается в зависимости от производителя, состава волокна и заявленной прочности. Поэтому «динамика» может быть более мягкой или жёсткой. Такого диапазона эластичности большинству строп хватает для правильной работы. Но надо учитывать, что на практике способность к удлинению зависит от силы, развиваемой тягачом. То есть подбирать тоннаж стропы надо под его массу, а не под потенциальных спасаемых. Иначе легкий тягач не сможет достаточно растянуть чересчур прочный трос, чтобы использовать его возможности на все сто. А слишком тяжелый тягач рискует порвать слабую для него верёвку, дёргая даже относительно лёгкий груз.

Идеально подобранная динамика дает тягачу возможность разгоняться настолько интенсивно, насколько позволяет грунт. При этом в момент рывка удар не ощущается. Только нарастающее замедление до полной остановки, если застрявшая машина не вытаскивается. Но если в этот момент нажать на тормоз, а колёсам хватит сцепления с поверхностью, то динамическая стропа продолжит работать и, вероятно, сможет сдвинуть дело с мёртвой точки.

Оптимальная прочность «динамики», как показывает практика, лежит в пределах от двух до трёх полных масс тягача. Чем выше этот коэффициент, тем жёстче стропа работает. Кроме того, способность аккумулировать механическую энергию возрастает вместе с длиной троса. Поэтому длинная стропа всегда эффективнее короткой, главное чтобы на её использование хватило места.

Тот случай, когда уместно хвастаться длиной.

Минимальная эффективная длина «динамики» для легкового внедорожника, если выбирать из готовых покупных тросов, это 9 метров. Более короткие, стандартной буксировочной длины 5-6 метров, даже при способности к упругому растяжению, запасают слишком мало энергии для вытаскивания застрявшего автомобиля. А вот для квадриков и прочих лёгких мотовездеходов такой длины стропы достаточно, главное, чтобы она при этом не была излишне прочной.

Динамическая стропа — одно из главных исключений из офф-роудного правила, что прочность лишней не бывает.

Особенности ухода
Динамическая стропа при всех своих суперспособностях – штука простая и неприхотливая. В большинстве случаев в качестве материала применяют волокна на основе нейлона. Таким стропам не страшны ни жара, ни холод. Они остаются пригодными во всём диапазоне температур, встречающихся в практике офф-роуда на Земле.

На фото холодина под -50. И ветер. Но Северный Ледовитый всё ближе!

Единственное, что категорически нельзя – оставлять промокшую стропу на морозе. Нейлоновые нити не впитывают воду, но влага удерживается между ними, где и замерзает. Превратившаяся в армированную льдину стропа теряет эластичность и может попросту сломаться при рывке. Даже если замёрзшей воды внутри троса немного, это тоже плохо: твёрдые ледяные кристаллы, находясь между натягивающихся при рывке волокон, будут их постепенно перетирать и рвать. Точно такой же абразив для них – песок и прочий грунт, попадающий в структуру троса независимо от окружающей температуры. Поэтому грязную динамическую стропу лучше постирать в большом объёме воды. Для этих целей отлично подойдёт большая бочка или ванна. Намыливать можно любым стиральным порошком или хозяйственным мылом, и обязательно хорошо выполаскивать. Известны случаи, когда столь ответственное дело поручали стиральным и даже посудомоечным машинкам. Но всё же лучше поберечь нежную бытовую технику, которая рискует забиться вымытым из стропы грунтом.

Сколько грязи может содержать в себе даже чистая с виду рабочая стропа, становится видно только во время стирки. И где там она только помещается в таких количествах?

Пользуясь стропой, надо учитывать, что для нейлона вреден ультрафиолет. Конечно же, от обычного применения стропы в яркий солнечный день ничего страшного не случится: такое воздействие слишком непродолжительно по времени. Но всё время хранить «динамику» под палящими лучами, например, постоянно перевозя её на верхнем багажнике или намотав сзади на запаску всё-таки не надо. От такого обращения трос постепенно будет терять прочность и эластичность. Поэтому лучше всего держать стропу в непроницаемом мешке, сумке или другом чехле, который будет защищать не только её от вредного излучения, но и содержимое багажника от грязи после применения троса.
Так что пользуйтесь динамикой на здоровье. Только не забывайте думать. И соблюдать технику безопасности.

…причём не только при работе со стропой.

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий