«ЗАЗик» юношества, юношества моего… | новости на zarabotok-igra

Чей компаньон голубой?

Опосля долгого перерыва возвращаюсь к телесериалу моих старенькых и не весьма старенькых съёмок каров на улице. У меня когда-то, проехали незабвенные 21-е «Волги», еще ранее – 41-е «Москвичи», а ранее – коммерческий транспорт. В честь собственного 50-летия перескочили «Жигули» различных мастей. Как раз на данный момент «Запорожцу» ударило ровненьких круглых 60 лет. По такому случаю на данный момент я решил пропустить колонну «Запорожцев». Я специально помолчал несколько месяцев, чтоб за 50-летием «Жигулей» без других записей сходу отпраздновать 60-летие «Запорожца». Лишь вот модели ЗАЗ-968М в этом случае не будет. «Мыльниц» – «Эмок» у меня очень много. Если прогонять их, то лишь отдельной записью. А пока – «горбатые» и «ушастые».

Побагроветь за собственных «реставраторов».

Мать мне небольшому гласила – Смотри, Серёжа, это старенькый «Запорожец», а это – новейший… а это совершенно новейший со стрелой. Так стрелой мы называли молдинг, показавшийся заместо сетки впереди у «Запорожца» при рестайлинге 1974… А может даже 1973 года. В чудесном городке Запорожье властвовал бардак, и машины нередко собирали из чего же попало, густо перемешивая комплектующие от старенького и новейшего выпусков.

За забором, кажется, не так жутко!

Неприятели снесут родную хату!

«Запорожцев» по дворам моего юношества встречалось мало, а весьма много. Всех: горбатых, ушастых, с сеткой и со стрелой. С инвалидным знаком на стекле либо тоже без. К слову, инвалидный символ при обычной Русской власти был совершенно другой, куда наиболее корректный, чем в сегодняшнее поганое скверное времяшко – не гадящий под себя в похожую на унитаз коляску контур, содранный у забугорных дерьмократий, а поначалу треугольник с буковкой «Р», позже перевёрнутый треугольник в жёлтом круге.

А на стекле… тот инвалидный символ из 60-70-х неясно как доживший до 2009-го.

Горбатые тоже отличались друг от дружки. У одних сзаду было окошко с сеточкой, у остальных – прямоугольный «носик» с номером. У тех, у каких окошко с сетью, номер освещали различные фонарики – у одних таковой же, как у самых распространённых машин с носиком, у остальных – кругленький, как у автобусов ЛАЗ и ЛиАЗ. Мордочки тоже я рано увидел различные, похожие на обиженно открытый рот выловленной рыбки либо улыбающиеся в усы. Лишь раз пообочь бульвара Молодёжной улицы я видал «Запорожец» с щелями по контуру человечьих лёгких сзаду и с боковыми сетками с рядками квадратных дырочек заместо наклонных щелей. Думаю, это была клиентская машинка из подпольного сервиса по ремонту ЗАЗ-965, какой Егор Егорович Карпунин в те же самые годочки в том же районе следил из окна собственного сегодняшнего жилища.

Ещё 1968-й, а уже ЗАЗ-966 с «сороковкой»

Не собственный посреди чужих.

Отлично помню, как в зимнюю пору семьдесят-какого-то ранешнего, во дворе сегодня срытой сучьим кумовьём и его фашистской «реновацией» панельной пятиэтажки с балконами на ножках на Вавилова 52 дядька в валенках разогревал голубым пламенем паяльной лампы низ мотора горбатого «Запорожца» с сеточкой. Непревзойденно помню июньский денёк тоже 70 какого-то, теплынь под тридцатник. Мы едем во Фрязино на загруженном доверху универсале-такси ГАЗ-24ТС, извиняюсь, ГАЗ-24-04. На первом шаге маршрута, на Ленинском перед тогда ещё не реконструированной Октябрьской площадью перед нами длительно движется горбатый «Запорожец» с разинутой настежь задней крышкой капота и вовсю крутится ремень по шкивам на фоне круглого недвижного «пропеллера». Помню свою школьную пору. Уже восемьдесят-какой-то, доперестроечно-ранний. Из пятиэтажек того квартала Черёмушек, где улица Конструктора Власова (подчёркивалось – конструктора, чтоб, чего же хорошего, кто-либо не спутал солидного конструктора с неблагопристойным генералом), по утрам хоть какой в зимнюю пору в хоть какой свирепый дубняк выезжал старый (вроде меня сегодняшнего) дедок на «Запорожце» с «ухмылкой в усы», крашенном в подобие сероватого металлика, чуток помятом со всех сторон. Он катался на работу на Вавилова в «Академтранс». Помню таковой же ЗАЗ-965 «с ухмылкой в усы» в семьдесят-раннем, белоснежный, заглохший во Фрязино прямо у нашего забора (тогда – штакетника, а не 2,5-метровой глухой стенки). Выручать старенького деда с костылём (на стекле был треугольник с инвалидной «Р») приехали с добросовестным стальным тросом мужчины, одетые в зелёное, на ГАЗ-66. Ну том, у которого был тент в один рост с кабиной.

Редкий цвет был здоровенной ценностью! У меня в заначке есть «Москвич-403» в таком же буквально окрасе.

«И тебя вылечат»… блин! Он позже попал в руки реставраторов… которые свирепо угробили редчайший родной цвет, обдав в ярко-голубой.

Я в детстве и юности не осознавал, если кто-то гласил, что «Запорожец – не машинка». Для меня это был обыденный обычный кар. Одно из общего ряда изделий моего возлюбленного Минавтопрома СССР. Да, как я могу его не обожать – я при нём вырос. Я обожаю эти красивые машины «Запорожцы». И мне было до боли жаль те злосчастные «Запорожцы», что тихо опускались по дворам на спущенных колёсах, зарастая грязюкой. И я свирепо не мог терпеть мерзкую шпану, что крушила те машинки, выбивая стёкла и фары, уродуя кузовное железо. И я проклял гибелью скверного выродка, правонарушителя Лужкова, что отдал приказ воровать криминальным образом и вывозить те машинки, иногда ещё полностью пригодные для восстановления, в концлагеря погибели, вроде ужасной памяти авто Освенцима «Тралекс». Вообщем, это касалось не только лишь «Запорожцев». Перед лагерем погибели все равны.

Я боюсь тюнинга!

Сейчас кругом ларёчники.

«Запорожец» был хорошим каром, показавшимся в тёмные времена в стране, где напрочь отсутствовала авто культура. Его не сообразили, про него начали придумывать идиотические и безобразные смешные рассказы, лишь выдававшие полную некомпетентность в карах их создателей и рассказчиков. Подчеркну, «Запорожец» соответствовал тогдашнему европейскому уровню легкового автопромышленности. Поставьте ЗАЗ-965 и ЗАЗ-966 рядом с «Рено-Дофином», «Рено-8» либо «Хиллманом Импом», со «Шкодой-1000МБ», с «Симкой-1000», этим же ФИАТом-600 либо ФИАТом-850, да хоть с «Кэфером». Всё поймёте.

Голубые огни васильков.

Если кто-то произнесет, что 1-ый горбатый «Запорожец» скопирован с ФИАТа-600, то мне придётся ответить, что это – правда! Горьковатая, как пилюля, но – Правда! Лишь я не поленился изучить документы Минавтопрома СССР, чтоб разобраться, для чего его скопировали с итальянского изделия, кто это делал и почему. И от себя добавлю – ПРАВИЛЬНО, что скопировали. Вышло отлично! Я убеждён, что лучше отлично скопировать чьё-то, чем городить типо «своё», убогое и неработоспособное. А на политкорректные рассуждения о «авторских правах» мне наплевать! Но если всякие дилетантишки произнесут, что 2-ой «Запорожец» ЗАЗ-966 «скопирован» с «НСУ-Царевича», то я отвечу, что это – подлая малограмотная ЛОЖЬ! И я при случае готов это обосновать!

Пусть гадит под себя символ на стекле, а не кар!

Мне недозволено закрывать глаза на один очень пикантный вопросец. Государственный. Здесь развелось утверждающих, как будто бы «Запорожец» «украинский кар». Товарищи с Украины не обижайтесь, но выражение не совершенно корректное. Не было в СССР никаких государственных каров, а были лишь СОВЕТСКИЕ! Полностью все автозаводы Рф, Латвии, Белоруссии, Украины, Грузии, Армении (одно исключение — ИЖ) являлись частью величавого концерна мирового масштаба — МИНИСТЕРСТВА АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР. Это был гигант, по обилию, ассортименту и количеству выпускаемой продукции в наилучшие годы уверенно дававший отсосать почти всем «известным» иномарочным «брендам» (если не большинству). Не считая машин, Минавтопрому подчинялись 10-ки заводов, выпускавших движки, авто комплектующие и, естественно без этого недозволено обойтись никак, кучу продукции военного предназначения. К слову, все авто концерны раскидывают производства по различным странам. Вон личный друг Адольфа Гитлера Генри Форд держал свои фабрики аж по всему миру. А Минавтопрому СССР и весь мир был не нужен. Ему полностью хватало одной, но огромной и совсем на 100% единой при Русской Власти страны, где, до того как нам не пригондошили поганую суку-демократию, никого не заинтересовывала территориально-национальная принадлежность хоть какого объекта, включая автозавод.

Из комфортного гаража – и прямо в свирепую гнойную зиму!

Сейчас перейду к нагим историческим фактам — КТО создавал «Запорожец». Подчеркну — это лишь ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ, которые я излагаю безо всяких оценок. Приказ создать таковой микролитражный кар и в таком виде дал Министр авто индустрии Николай Иванович Строкин. «Запорожец» ЗАЗ-965 на 100% до крайнего болта сконструирован в Москве. Движок в Лихоборах, кузов и ряд агрегатов — в Текстильщиках. В НАМИ, которое в Лихоборах, за мотор отвечала группа конструкторов, к огорчению полный её состав на сей день мной не установлен. Но управлял Ведущий конструктор Александр Семёнович Айзенберг, в прошедшем один из создателей «царь-двигателя» ЗИС-101. В Текстильщиках «Запорожец» моделировало всё ОГК МЗМА полный состав которого перечислять очень длительно (не меньше полусотни фамилий), ну и всех навскидку, к огорчению, не вспомню. Но командовал там превосходный российский авто конструктор, управляющий мирового масштаба Александр Фёдорович Андронов. По национальному составу оно состояло в главном из российских и евреев — навскидку 50 на 50. Броский пример государственного состава ОГК. Работами по наружному дизайну, тем, что сделало «Запорожец» приметно снаружи отличавшимся от ФИАТа, правили двое — юный Борис Сергеевич Иванов и старый матёрый Ефим Исаакович Мастбаум. Оба, не считая шуток, — величавые авто дизайнеры, снова мирового масштаба, но, как положено в нашей расчудесной стране, сейчас нахрен позабытые. Я пока не установил, кто делал для «Запорожца» «фольксвагеновскую» переднюю подвеску, но приказ создать её таковой дал человек с германской фамилией Андрей Александрович Липгарт, прошлый именитый Основной конструктор ГАЗа, а сейчас, в конце 50-х, работавший в той же должности в НАМИ.

Развевайся, лента, на ветру!

Москву по верхам прочесали, отправляемся в Запорожье, где шла подготовка производства. Почему избрали конкретно Запорожье, гадать не буду. Что сыграло роль? Особенная любовь лысого пузатого Никитки к Украине, либо наличие пригодных промышленных площадей (готовых цехов и т.п), неплохой сырьевой, металлургической и энергетической базы?
Конструкторскими работами по подготовке производства командовали снова трое — Григорий Моисеевич Вассерман, Иван Алексеевич Сандалов и Юрий Наумович Сорочкин. Все много лет поднимали создание на ГАЗе, Вассерман, как Ведущий конструктор занимался в главном джипами, к примеру, ГАЗ-67 и ГАЗ-69. Сорочкин с 1933 года так либо по другому делал все газовские кузова : легковые, автобусные, самосвальные, грузовые кабины и бронекорпуса.

А пообчь дороги? К примеру, Кутузовского проспекта!

Я еще попаду в «Автолегенды»!

А сейчас — закусочка для товарищей с Украины. Буквально установлено лицо украинской национальности, без которого не было бы «Запорожца» — директор завода «Коммунар» Тимофей Егорович Гобелко. Дело было так. В один прекрасный момент на приём в кабинет к Андронову пришёл доброжелательный толстяк с испуганными очами (это был Тимофей Егорович). Разговор начал так:
— Помогите, Александр Фёдорович! Мне отдали приказ выпускать авто заместо комбайнов. Я не понимаю, как это созодать и что для этого нужно!
Андронов провёл Гобелко по всему собственному заводу МЗМА, показал всё своё хозяйство и попросил денёк подождать. Через день он дал Гобелко подробнейшую аннотацию, как следует созодать авто и что для этого будет нужно. Гобелко, как неплохой управляющий, выполнил всё по аннотации Андронова. Так и возник «Запорожец».

Таковой бы номер «Москвичу»!

А я родом из 1961-го.

Мой 1-ый в жизни кар «Запорожец» ЗАЗ-968М меня подвёл, но я берёг его, как мог, а когда террор фашистско-дерьмократической постсоветской рэфэшной властёнки докатился и до меня, смог впору упрятать у себя во Фрязино. Позже я решительно сделал уголовное грех — самый реальный угон – выкрал из сносимого гаража и по подложным документам от другого «Запорожца» увёз туда же во Фрязино ранешний ЗАЗ-965 1961 года. Подчеркну — я этот «Запорожец» УКРАЛ! Могу сказать, у кого и за что. У черметчиков! Думаю, «у кого» сладкоречиво само за себя гласит «за что». И тот ранешний «Запорожец» с подфарниками-капельками на крыльях, ручкой стартёра, напольным газом, окном-сеточкой и автобусным освещением номера отплатил мне через много лет, весьма прибыльно продавшись в хорошие реставраторские руки. У меня возник экспортный ЗАЗ-965АЭ позднего 1968-го, я смог укомплектовать его и прямо во Фрязино прокатить через фотосессию рубрики «Жизнь восхитительных машин» журнальчика «Автопилот» (через года спасибо тогдашнему основному редактору, красивому товарищу Дмитрию Гронскому). Был у меня и ЗАЗ-968 1975-го с «оборотным» включением передач. Он заводился, передачи врубались, я успел прокатиться на нём во Фрязино по посёлку и до городка. Но у него был кривой передок кузова, грубо, по-гаражному восстановленный опосля лобового удара о автобус ПАЗ, да ещё и «нескончаемый учёт». Из-за нехватки места для наиболее целых и ценных машин, от него пришлось избавляться. Но подробности говорить мне уже лень.

Ты скажи, хотя бы, кто тебя купил?

Думаю, ещё реализуется моя самая мощная авто мечта – поездить некое время ежедневно на на техническом уровне исправном «Запорожце». Лишь не на «таком же», а на ТОМ САМОМ!

PS: Товарищи читатели! Из-за технической накладки вчера при публикации выпала одна приготовленная для этого текста фото. Ставлю!

Травка по пояс

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий